7 декабря 2025

В советские годы было выпущено огромное количество фарфора. В частности, спросом пользовались различные статуэтки. В большей мере их выпуском занималась «Барановка», Гжельский завод, Вербилки, ДФЗ, ЛЗФИ и МФЗ, но это далеко не весь перечень мануфактур. Работал не один десяток производственных линий, ответственных за художественную керамику. У всех изготовителей свои особенности, стиль и история, многие прошли через ряд тяжелых событий, включая войну и смену власти.

Одной из популярных тематик были танцы народов мира, в наши дни спрос на продукцию данной категории увеличивается. Стоимость зависит от разных факторов, включая количество выпущенных изделий, дату выпуска и состояние. Отдельные виды статуэток можно назвать уникальными, особенно, если они были изготовлены в минимальном количестве. Такие изделия еще привлекательнее, многие коллекционеры мечтают их заполучить. В статуэтках прекрасно просматриваются идеалы и мотивы, свойственные для ушедшей эпохи.

За основу брали разные темы: сказки и предания, анимализм, агитационные творения и так далее, формируя соответствующие серии. К последним относятся спортсмены, профессии, национальные костюмы, а также танцы народов мира. Собирать фарфор советских лет сложно, материал хрупкий, он часто храниться в частных коллекциях и в качестве экспонатов музея.

Статуэтки танцы народов мира

Фигурки из серии «Танцы народов мира» производили на территории СССР. Продукция позволила показать особенности национальных костюмов и танцевальных движений. Для получения идеи выбирали разные страны и народы. Представили серию в честь Всемирного фестиваля, посвященного студентам и молодежи, он прошел в Москве.

Отличали продукцию следующие особенности:

  • в качестве материала применяли фарфор;
  • для декора использовали роспись и рельеф;
  • вариантов украшения было несколько: люстр, муфельные краски, филигранное золочение, полихромное окрашивание;
  • если брали белоснежный фарфор, его окрашивали частями, чтобы подчеркнуть эстетику.

Начинали производство новых моделей на основании эскиза. Чтобы получить черновую форму, художник снимал ее с модели из пластилина. Далее следовала обработка и заливка с использованием гипса. Чтобы выполнить отливку в специальные формы, требовался шликер (масса из фарфора). Всю влагу из состава поглощала форма из гипса, а в области стенок появлялась прослойка из фарфора. Также требовалась сушка, удаление недочетов и швов от литья. Обжиг был обязательным шагом, для эффективности прогревали формы до 800 градусов, и только после этого можно было использовать красители, выполнять глазуровку.

Ассортимент статуэток коллекции

Статуэтки из коллекции отражают разные направления, в том числе существуют фигурки, посвященные танцующей китаянке Тао Хоа, узбекам с бубнами в виде парной композиции. Запечатлена красота движений, присущая казашкам, они наряжены в национальные одежды. Годы изготовления зависят от конкретной продукции, в том числе это 1950-е и 1960-е годы. Выпуском занимался ДФЗ, ЛФЗ и прочие отечественные фабрики. Статуэтки настолько уникальные и интересные, что стоят более подробного изучения. «Азербайджанский танец» либо «Танцовщица с бубном», показывает, что в советское время все народы были дружными. Воссоздан женский образ, отражены черты восточной одежды, а в руках у танцовщицы бубен. Выпускал такие фигурки Киевский экспериментальный завод. Роспись выполнялась вручную, автор Жникруп Оксана.

Одним из редких примеров советских статуэток рассматриваемой серии является работа «Грузинский танец». Она также выполнена из фарфора, но отличается оформлением. Привлекательности добавляет выпуск малым тиражом. Работала над творением В. Трегубова, в высоту мини-статуя всего 14 см, внешний облик достаточно интересный, с позолотой и детально выполненной раскраской. «Индонезийский танец с лентами» от ЛЗФИ создавался с привлечением художника и скульптора Киселева Анатолия. Выпущена работа в 1950-х или в 1960-х годах, в качестве материала выбрали фарфор. Творения скульптора можно найти в разных музеях, в том числе расположенных в Австралии, Польше, Германии, Японии, Санкт-Петербурге.

Статуэтка «Мексиканский танец» выпускалась на Дулевском заводе, занимающемся изготовлением продукции из фарфора. Фарфор стал символом дружественных отношений между народом Мексики и населением СССР. Авторство принадлежит О. М. Богдановой. «Танцующая Китаянка Тао Хао» является отличным примером высокого уровня работ советских лет. Выпуск был актуален на ДФЗ Вербилки. Отражен момент исполнения балета «Красный мак». Премьера танца состоялась в 1927 году, а его автором числиться Р. Глиэр.

Ставился он в пределах советских театров и за пределами страны. Статуэтка отразила дружбу народов, посвятили ее актуальной теме и популярному балету. Танец ставили свыше 4 000 раз, привлекая самых ярких и блистательных исполнительниц. Тао Хоа лучше всего удалась Г. Улановой, именно ей вдохновился О. С. Артамонов при формировании фарфора. Просматривается особый колорит, изящность движений, а цветы выступают в качестве акцентов и придают композиции особенной целостности. Выпуск производился на Вербилках, ДФЗ. Материалы: фарфор, позолота.

Танцы, как источник вдохновения для создания статуэток из фарфора

Искусство танца во все времена вдохновляло художников, скульпторов, позволяя передавать красоту, движение, изящество, линии тела исполнителей, яркость и особенные черты нарядов. Много потрясающих статуэток выпустил ЛФЗИ, к примеру, часто изображали балерин. Поскольку наряды были разнообразными, как и образы, выбор сюжетов оставался огромным.

Навеки в своем лучшем виде «застыла» Галина Уланова, исполняющая Лебединое озеро, как и Стуколкина во время исполнения испанского танца с веером. Серия танцы народов мира многообразная, интересная, она отражает особенности разных национальностей, свойственные для уникальных танцев движения, позы, костюмы. Авторам удалось добиться поставленной цели в полной мере, даже много лет спустя фигуры имеют немалую ценность, их охотно приобретают для своих коллекций.

3 декабря 2025

В годы существования СССР было создано множество уникальных наградных знаков. Они вручались за трудовые и военные подвиги, физическую подготовку и иные достижения. Одним из ключевых направлений являлась оборонно-массовая работа. Еще в 1920-е годы предпринимались значительные шаги в этом направлении, но пик пришелся на 1930-е годы. В том числе частью задач была подготовка ворошиловских стрелков.

ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) создано 23 января 1927 года путем слияния Авиахима и ОСО, действовало до 1948 года. Оно занималось обороной, авиационным и химическим строительством. Позже общество переименовали сначала в ДОСАРМ, а затем в ДОСААФ. Значок «Ворошиловский стрелок» официально утвержден 29 декабря 1932 года президиумом Центрального Совета ОСОАВИАХИМ. Также сразу определили достижения, дающие право на почетный знак. Требования включали прохождение нормативов и курса стрельб. Сам знак отличался уникальным дизайном и носился на груди. Значки не продавались, а выдавались гражданам СССР исключительно после сдачи норм по стрельбе из стрелкового оружия.

Читать далее →

1 декабря 2025

Подарки — неотъемлемая часть человеческой жизни. Они могут принимать самые разные формы и размеры — от скромных сувениров до ценных произведений искусства. Мир роскоши и изящества не знает границ, особенно когда речь идет об уникальных подарках. Обладание редким предметом, который не только превосходит все ожидания по стоимости или дизайну, часто символизирует гений творческой или инженерной мысли, доступный лишь немногим.

История подарков

Традиция дарить подарки уходит в глубину веков. С древних времен подношения рассматривались как проявление доброй воли и уважения и предназначались не только людям, но и божествам, чтобы привлечь удачу и благополучие. Первоначально подарки имели преимущественно практическое значение — пища, шкуры, орудия труда. С развитием общества появились украшения и ритуальные предметы, символизирующие статус и богатство. 

Читать далее →

28 ноября 2025

Современные ручки пришли на смену перьям, которые долгое время были основным инструментом для письма. Затем появились перьевые ручки, их дизайн был близок к современным — вытянутая форма и наконечник, напоминающий перо. Благодаря металлической пластине (перу) чернила переносились на бумагу.

Существуют различные виды перьевых ручек. Незаправляемые требуют окунания в чернильницу, а заправляемые оснащены механизмом подачи чернил. Современные перьевые ручки оснащены механизмом для заправки, корпусом и раздвоенным пером. Сегодня такие ручки в основном используют в некоторых школах Западной Европы для обучения каллиграфии. Перьевые ручки удобны тем, кто много пишет, поэтому их часто выбирают студенты. Их также приобретают и дарят как имиджевую вещь. В быту они уступают гелевым и шариковым ручкам, которые проще в использовании и более доступны.

Читать далее →

26 ноября 2025

Скульптура как вид искусства обладает уникальной способностью запечатлевать и передавать разнообразные аспекты человеческой жизни и культуры. В ней можно увидеть не только гармонию форм и материалов, но и глубокое отражение общества, его ценностей и профессий. Скульптурные композиции — это не просто произведения искусства, а живые свидетельства профессий и обычаев своего времени. В каждой из них автор проявляет свою индивидуальность, а также желание быть частью общественной и культурной среды. Фарфоровые статуэтки остаются миниатюрными произведениями искусства, которые часто хранятся в шкафах и сервантах.

История создания скульптур профессий

Человеческий труд всегда был ценим во всех культурах — будь то спортсмен, космонавт или заводской рабочий. Каждая профессия стремилась получить свое отражение и увековечивание в искусстве. Одним из самых доступных и распространённых способов стала фарфоровая миниатюра, демонстрировавшая различные аспекты деятельности.

Читать далее →

25 ноября 2025

Большинство людей знают, что некоторые виды банкнот имеют высокую ценность — одни ищут их, другие коллекционируют. Однако далеко не все понимают, чем коллекционные банкноты отличаются от обычных. Коллекционирование денежных знаков называется бонистикой. Это сложное занятие, поскольку найти уникальные экземпляры достаточно непросто. Особенно редкие и необычные банкноты могут стоить в десятки и сотни раз больше номинала.

Ежедневно в мире выпускаются миллионы банкнот, но ценность имеют не все. Коллекционеры собирают банкноты из разных стран, с изображениями городов, памятников и относящиеся к определённым историческим периодам. Особый интерес вызывают уникальные изделия, включая банкноты с печатными ошибками.

Читать далее →

22 ноября 2025

Испокон веков литература дарила вдохновение творцам — от живописцев до ремесленников. Но именно в статуэтках книжные герои обрели свою, осязаемую вечность. Эти изящные скульптуры служат не просто украшением интерьера: они воплощают характеры, раскрывают идеи и дают новую жизнь вечным темам, заложенным в литературе. Так, через искусство малых форм, память о знаковых персонажах и их культурной значимости передается из поколения в поколение.

Для чего создавались такие статуэтки

Искусство создания статуэток литературных персонажей ведёт свою историю с античных времён. Развиваясь параллельно с культурой скульптурного изображения мифологических героев, они были неотъемлемой частью сакрального пространства: в Древней Греции и Риме такие изваяния устанавливали в храмах в знак поклонения легендарным образам. 

Читать далее →

21 ноября 2025

Марчук Раиса Александровна известна своей деятельностью на Городницком фарфоровом заводе. Точные даты её рождения и смерти установить не удалось, однако известно, что она работала на заводе с конца 1920-х до начала 1940-х годов. За этот период она создала множество оригинальных и классических фарфоровых скульптур.

Жизнь и творческие цели

Раиса Марчук получила стандартное для тех лет художественное образование, достаточное для работы скульптором. Подробных данных о её жизни и учёбе не сохранилось. С конца 1920-х она устроилась работать на Городницкий фарфоровый завод (ГФЗ) в посёлке городского типа Городница Житомирской области, где сосредоточилась на создании фарфоровых фигурок. В то время завод уже выпускал не только утилитарную продукцию, но и декоративные статуэтки. Под её руководством сошли с конвейера многочисленные изделия высокого качества с изящным дизайном, тщательно проработанными формами и филигранной росписью.

Читать далее →

16 ноября 2025

Долгое время фарфоровое производство на территории Узбекистана отсутствовало, декоративно-прикладное искусство в создании местного фарфора начало развиваться только в 1950-е годы. Изделия из фарфора в основном изготавливались вручную, и мастера всегда стремились создавать не только практичные, но и эстетически привлекательные изделия. Со временем качество декора и технологии изготовления постоянно совершенствовались. В Ташкенте фарфоровая фабрика была открыта в 1953 году.

Она продолжает успешно работать и по сей день, оставаясь одним из крупнейших производств по изготовлению фарфора в стране. Традиционный ассортимент продукции включает ляганы, косы, пиалы, чайники, украшенные восточными орнаментами. Особенно часто встречаются узоры с изображением коробочек хлопка, побегов, переплетений виноградных лоз, миндаля, гранатов и других растений. Одним из популярных декоративных приёмов является применение позолоты. Утончённый вид изделиям придаёт подглазурная или надглазурная роспись.

Читать далее →

12 ноября 2025

Деятельность Натальи Роповой в сфере промышленного искусства принесла значительную пользу. Как молодому художнику, ей приходилось решать разнообразные задачи. В производстве неизбежны сложности: необходимо было планировать, заниматься экономикой, совершенствовать технологии, формировать ассортимент товаров с учётом спроса и рациональности предложений. Вместе с тем Наталья сохранила самобытный стиль, проявила новаторство и гармонично вписалась в сложившиеся традиции. Впоследствии она опиралась на этот фундамент и постоянно совершенствовалась.

Биография и трудовой путь Натальи Николаевны Роповой

Родилась Наталья Николаевна в семье фарфористов, что сделало её специалистом с наследственным опытом. Год рождения — 1946. Ропова была не только художником, работающим с фарфором, но и советским скульптором. После распада СССР она продолжила деятельность в области анималистики уже как российский художник. Её предки десятилетиями трудились в области оформления и декорирования фарфора. Например, С. И. Юрьев (прадед Роповой) в середине XIX века переехал в Дулёво из Гжели. Также на фарфоровом заводе в Дулёве работал Николай Васильевич, отец Натальи.

Читать далее →