26 июля 2024

Когда людям выпадают серьезные трудности, особенно из тех, кто прошел боевое крещение, вырастают люди с сильными характерами, понимающими истинные ценности. Так случилось в судьбе Альберта Сергеева, который родился в 1926 году в Смоленской области.

Будущая профессия закладывается в детстве

Изобразительное искусство и процесс создания фигурок из различных материалов интересовали мальчика с самых юных лет. Вместе с отцом он с удовольствием ездил в Москву и ходил с ним в Третьяковку, Исторический музей, ходил на выставки художников, рассматривал скульптурные композиции в парках и скверах столицы.

Позже с огромной теплотой он мысленно возвращался в свое детство, в деревню, в которой жил, так как в 1933 году переезжает на новое место работы главы семьи в Вязьму. Пока тот трудился в железнодорожном депо, мама занималась домашним хозяйством, а Альберт учился в школе. Ему нравилось военное дело, восхищали люди, посвятившие себя этому труду, а под впечатлением советских книг, особенно «Тимур и его команда», он собрал свою группу и чувствовал себя настоящим командиром.

В возрасте 10 лет он начинает учиться в местной художественной студии Сергея Владимировича Журавлева. Учитель сразу отметил его незаурядные способности в лепке. Но учебу прервала война. Смоленская область оказалась в оккупации и пришлось срочно уезжать.

О временах работы в подполье Альберт не рассказывал даже своим детям. В 1944 году, когда молодому человеку исполнилось 18 лет, его призвали в ряды Советских Вооруженных сил, где он начал стрелком, а далее служил разведчиком в истребительно–противотанковой артиллерии Прибалтийского фронта, продолжив службу и по окончании военных действий. Причем в разведку он попал именно благодаря своим способностям к живописи: зарисовывал позиции врага, вооружение, включая боевые машины. После войны служил в Клайпеде, здесь он на танцах в Доме офицеров познакомился со своей будущей женой.

Но любовь к живописи не оставляла Сергеева, поэтому даже во время службы он повышал квалификацию в области изобразительного искусства во Всесоюзном доме народного творчества заочно. По окончании службы в 1950 году он поступает в Ленинградское художественное училище имени Серова (ныне — Рериха) на отделение скульптуры, по завершении (1955 год) продолжил учиться в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Академии художеств СССР, успешно закончив его в 1961 году с квалификацией художника-скульптора.

Все эти 11 лет учебы жена трудилась за двоих в ленинградской больнице, чтобы оплатить проживание и питание семьи. Его дочь вспоминает, как делала уроки вместе с готовящим эскизы и создающим свои работы отцом в подвале дома, где они жили, помнит как радовался своим успехам, когда его работы брали на выставки наравне с известными мастерами.

После завершения учебы семья переезжает на Родину Альберта Георгиевича в Смоленск, где он начинает деятельность в Художественном фонде России города Смоленска, становится преподавателем в Смоленском Государственном Педагогическом Институте, проработав там более сорока лет и подготовив массу талантливых скульпторов. Помимо этого, он возглавил территориальное отделение Союза художников, где проявил себя как незаурядный дипломат и активный деятель. В течение самых первых лет работы его скульптуры были замечены и отмечены специалистами.

Среди тех, которые принесли ему известность и заняли достойное место на улицах Смоленска:

  • Скорбящая мать на могиле подпольщиков;
  • Советской гвардии, рожденной в боях под Ельней (чаще называемый памятник Первогвардейцам);
  • скульптурную композицию Александру Твардовскому и его литературному герою Василию Теркину;
  • бюсты Героя Советского Союза Михаила Егорова, Барклая-де-Толли и прочие.

Коллеги и ученики вспоминают Сергеева как харизматичного и энергичного человека. При этом он никогда не навязывал свой подход к творчеству, преподавал азы и помогал найти каждому свой подход в зависимости от предрасположенности и способностей каждого. Но собственное творчество он не оставлял никогда, откладывая ежедневный отдых, не говоря уже об отпусках. Особенно знаменательна работа над памятником Александру Твардовскому и Василию Теркину.

Так получилось, что ей автор посвятил практически всю свою жизнь, случайно или не случайно выполнив удачную композицию экспромтом еще при поступлении в Ленинградское художественное училище, а на всесоюзном конкурсе на монумент Твардовскому, именно проект Альберта Георгиевича был одобрен всеми членами высочайшей комиссии.

Но на этом сложности не закончились, одобрение получили вплоть до Правительства СССР, а вот деньги выделить «забыли». Собирали народом буквально по рублю, кто-то давал больше, одна бабушка даже регулярно ходила контролировать прогресс. Памятник открыли накануне 50-летия празднования Дня Победы — 2 мая 1995 года. Эта композиция моментально стала визитной карточкой Смоленска.

26 июля 2024

В Советском Союзе была масса недорогих и эффективных решений, которые решали массу неудобных ситуаций, требующих огромных капиталовложений. Одно из таких: покупка билетов в общественном транспорте, автоматизированная за счет механического кассового аппарата.

Продуманная честность

Сейчас, чтобы оплатить проезд в общественном транспорте, надо отвлекать водителя или искать места продажи талонов на проезд или вовсе уметь разбираться в новых технологиях и оплачивать проезд картой. А вот во всем общественном транспорте СССР стояли механические кассы: поместил монетку в специальный слот, покрутил ручку, оторвал талончик, закомпостировал в компостере, которые висели недалеко, а на выходе размещались коробки для использованных билетов, чтобы долго не искать мусорник и не засорять улицу.

Причем, все на доверии к честности граждан, большинство людей побуждала заплатить просто совесть. Не каждому из современных молодых людей понятно, зачем было платить, если можно просто оторвать билет. Были и контролеры, были и «бабушки», которые «на волонтерских началах» садились возле кассы и контролировали процесс.

Продажа билетов без участия кондуктора начала внедряться в советском союзе с 1958 года. Руководство страны искало способы повысить качество экономики в желании не отстать и даже опередить капиталистические страны в процессе строительства коммунизма.

Стоимость была стандартная и невысокая:

  • 3 копейки — трамвай;
  • 4 копейки — троллейбус;
  • 5 копеек — автобус.

При том, что за такси нужно выложить от 10 до 20 копеек за километр. Разумеется, даже при таких «смешных» ценах кто-то пытался сэкономить. Особенно студенты, которые часто ездили одним маршрутом. Причем некоторые подходили к вопросу системно, машины на линии были одни и те же, соответственно пробив талоны в каждой из них и разложив в отдельном блокнотике с подписями, получали вечный проездной для любого контролера. Были и мошенники, становились у кассы с рублем и просили пассажиров не опускать денежку, мол «нужна сдача», все верили и отдавали деньги, но вот рубль в слот попадал потом не всегда.

Все же это были исключения, большинство честно платили за проезд, а если попадались на отсутствии билета, платили штраф. Причем сумма штрафа за проезд «зайцем» по тем временам была существенной — 1 рубль (при средней ЗП в 150-170 рублей), а позже 3 рубля. За отказ платить штраф отводили в милицию. Но самое страшное было не это, а то, что о таком нарушении сообщали по месту работы, там минимум выговор, но могли лишить и премии, исключить из очереди за определенными товарами, а то и вовсе исключить из партии или комсомола, все зависело от строгости профкома.

Расчет на сознательность граждан все же оказался ошибкой, контролеров становилось недостаточно, так как зарплата была низкой, а условия работы и требования несоизмеримо высокие: работа в любую погоду от жары до мороза, в условиях сквозняков, постоянно участвовать в конфликтных ситуациях, а еще и уметь оказать первую помощь.

Так что мало кто соглашался пойти на такую работу, а если и шел, то искал другие варианты, тем временем количество безбилетников росло, сборы критически падали и под конец 80-х годов пришли к выводу о низких сборах от продажи билетов. В одних регионах это произошло быстрее, в других чуть медленнее, но кассы из общественного транспорта исчезли и на каждой остановке поставили стационарные кассы для реализации билетов. Еще одним вариантом замены такой билетной кассы в транспорте стали кондукторы, которые ходили по конкретному транспортному средству и предлагали пассажирам, не сделавшим это заблаговременно, приобрести билет.

24 июля 2024

Человечество всегда много внимания уделяло погоде. Прежде всего это связано с ведением хозяйственной деятельности, в частности, которая связана с сельским хозяйством, ловом рыбы, движением транспорта и многих других направлений. Помимо этого, люди всегда интересуются погодой как с точки зрения банального вопроса: «что надеть?», так и с точки зрения собственного самочувствия. Именно поэтому технический прогресс постоянно порождал новые и новые устройства.

Чем измеряют погоду

Никто не будет спорить, что самой важной характеристикой состояния внешней среды выступает температура. Термоскоп прошел длинный путь от жидкостного термометра Галилео Галилея (1593 год) до современных электронных приборов. Но это факт, а люди хотят знать прогноз и ругают метеорологов за неточности, не понимая, насколько сложная перед ними стоит задача и насколько она масштабна.

Читать далее →

24 июля 2024

Среди имен, сформировавших имидж фаянсового завода им. Калинина в Конаково, необходимо отметить Шинкаренко Валерию Петровну. Художник была разносторонней и хорошо знала все доступные технические приемы, при этом она не переставала искать что-то новое. Тематика работ была достаточно широкой: от единичных изделий до крупных сервизов.

Путь мастера

Шинкаренко Валерия Петровна родилась в Новороссийске в 1930 году. В двадцать лет она получила диплом Одесского государственного художественного училища по направлению керамики. Это был первый послевоенный выпуск учебного заведения, возрождавшегося, по сути, с нуля и на энтузиазме преподавателей и самих студентов.

Читать далее →

22 июля 2024

26 июля, в пятницу, в Париже состоится торжественное открытие 33-х Летних Олимпийских игр, и эстафета олимпийского огня в самом разгаре. Давайте вспомним как проходила такая эстафета перед началом летней олимпиады в Москве. Олимпийские традиции должны быть соблюдены, поэтому и в 1980 году, когда должна была проводиться 22-я летняя Олимпиада в Москве, ровно за месяц в греческой Олимпии был зажжен олимпийский огонь.

Дистанция предстояла факелу огромная — 4992 километра. Организаторы долго думали, как доставить огонь к месту соревнований и через какие государства. Остановились на эстафете, в которой приняли участие около 5000 бегунов, а дорога прошла по минимальному маршруту через Грецию, Болгарию, Румынию и республики СССР: Молдову, Украину и РСФСР. Выбирали социалистические страны, но от родины олимпийских игр было никуда не деться.

Читать далее →

22 июля 2024

Наверняка многие из нас видели в художественных фильмах или даже в жизни колокольчики с длинными, временами весьма красивыми ручками, но не все знают, что это такое. Купить такую красоту можно в антикварном магазине, например, в нашем, или на блошином рынке. А изначально заложенный в них функционал — это вызов прислуги.

Обычный в прошлом предмет в богатом доме

До момента, когда кому-то пришло в голову, что слугу можно вызвать звуком колокольчика, прислуга вынуждена была тихонько находиться в любом помещении, где был ее господин, чтобы немедленно удовлетворить его прихоть. Считается, что впервые использовали такой механизм вызова в Англии в 1744 году. С этого момента слуги сидели на кухне или в ином отдельном помещении, а для того, чтобы получить конкретное поручение, ему было необходимо прибыть по звонку.

Читать далее →

18 июля 2024

Без преувеличения, некоторые личности внесли настолько существенный вклад в развитие отдельных предприятий, что без их участия вся история могла пойти по-другому, а то и вовсе угаснуть. К таким людям в истории гжельского промысла можно отнести Наталью Ивановну Бессарабову. Именно к ее заслуге относят не просто возрождение старинной техники, а привнесение в нее той живой «искры», которая позволила сделать изделия интересными и востребованными.

Творческий путь

Наталья Ивановна родилась в Воронеже в 1895 году. Образование она получила в местной высшей художественно-технической мастерской. Во время учебы она подрабатывала в Воронежском драмтеатре. После успешного окончания учебного заведения в 1922 году она начала работать художником в Москве, причем в то же время продолжая повышать уровень своего образования, слушая лекции выдающегося живописца-монументалиста, графика и мастера гравюры Владимира Андреевича Фаворского.

Читать далее →

18 июля 2024

Для многих это будет открытием, но нумизматика это не только коллекционирование монет, сюда же относится коллекционирование настольных медалей. История таких изделий началась довольно давно, и ценители вкладывают в свое собрание огромные средства.

Это объяснимо с точки зрения того, что настольные медали (иначе называемые плакета) — это, разумеется, сувенирные изделия, которые обычно выпускались и выпускаются к определенным знаменательным событиям, но даже если материалом изготовления служит бронза и другие сплавы недрагоценных металлов, то они в любом случае представляют собой историческую ценность. Соответственно, их и хранят как художественную ценность на специальных подставках или в индивидуальных шкатулках.

Читать далее →

8 июля 2024

Некоторые скульптуры получаются настолько удачными, что становятся узнаваемы даже спустя десятилетия. К таким можно отнести небольшую настольную фигурку балерины, которая была почти в каждой советской квартире. Автором этой знаменитой статуэтки является художник и скульптор Елена Янсон-Манизер, запечатлевшая множество вдохновенных образов в области физической культуры и хореографии.

Величие искусства советского периода

Когда из простого камня или металла появляется легкая и возвышенная красота, то мало кому приходит в голову, сколько морального и физического труда, помимо таланта мастера, вложено в эту фигурку. А заставить парить в танце тяжелые материалы — это отдельный вид мастерства и именно это было любимой темой Елены Александровны. Галина Уланова, Майя Плисецкая и другие балерины были частыми гостями ее мастерской, ведь никакая фотография не может в полной мере передать пластику движений, а вот скульптуре это подвластно.

Читать далее →

30 июня 2024

Говоря о статуэтках и посуде советского периода, стоит отметить, что некоторые изделия настолько выделялись из общей массы, что становились раритетами сразу после выхода с завода. Сегодня это желанные предметы для собственной коллекции и роскошный вариант для подарка.

В огромной, а скорее в полной мере это зависит от мастера. На Конаковском фаянсовом заводе им. М. И. Калинина одним из таких специалистов являлась Вера Григорьевна Филянская. Ее работы неоднократно были отмечены наградами как на отечественных, так и на международных выставках.

Читать далее →