Чернильница и чернила — незаменимые атрибуты для письма с древних времен
Современные люди практически исключили чернильницы из своей жизни, однако не так давно они были...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Современные люди практически исключили чернильницы из своей жизни, однако не так давно они были...
Когда вы знаете интересы человека, подобрать подарок становится намного проще. Для любителей...
Одним из самых известных скульпторов-анималистов XIX века является француз Пьер-Жюль Мэн....
|
|
Массивно, масштабно, массово: бронза СССР
Любая ушедшая эпоха обладает своими чертами и особенностями, которые делают её неповторимой и интересной. Интересной для историков и политологов, искусствоведов и социологов. Повторяющиеся или меняющиеся черты вызывают множество споров и становятся частью различных теорий, исследований, дискуссий. Однако есть нечто общее, что делает любые споры и теории преходящими: искусство и творчество, для которых находится место при любых режимах и идеологиях, повседневных проблемах и государственных переворотах. Произведения искусства, служащие предметом изучения и коллекционирования, – это немые свидетели эпохи, вбирающие в себя её черты. И вместе с тем – нечто, стоящее выше классификаций и догм.
Это предметный мир, который в определённой степени воспроизводит историю, иногда героическую и масштабную, иногда – прозаичную и будничную. И даже во времена, когда искусство было призвано воспевать ежедневным трудовой подвиг, находилось место и для пасторальных картинок. Именно поэтому даже самая полная коллекция никогда не будет завершённой, а дискуссия об особенностях искусства СССР – законченной. Всегда найдётся бронзовая статуэтка, изображающая девушку с цветами – изящную и утончённую, вопреки статичной массивности металла, которая фактом своего создания опровергнет теорию об идеологической прямолинейности советской эпохи. Хотя изготавливались и уменьшенные бронзовые копии памятников великим людям того времени, бронзовые бюсты В. И. Ленина и И. В. Сталина, героические скульптурные группы, фигурки бойцов и морских пехотинцев.
Бронза СССР – это всегда впечатление чего-то лаконичного и основательного, а образы, ориентированные на создание впечатления решимости, динамичности, действия, производят сильное впечатление. Выразительность и масштабность идеи, воплощённой в форму скульптуры, представляет интерес для коллекционеров, ведь для многих ценителей искусства притягательно именно «непредметное». Надежды и ценности, эмоции и стремления – этого нет в исторических обзорах, зато такой эмоциональной историей наполнена каждая статуэтка. Некоторые изделия о многом расскажут тем, кто разбирается в искусстве советского времени. Как клеймо «ЧСЗ» – Черноморский судостроительный завод, на котором из остатков бронзы отливали статуэтки и пепельницы. Или «НИМОР» – клеймо завода, помимо комплектующих для подводных лодок изготавливавшего мелкую бронзовую пластику. И вопреки тому, что это было побочное производство, качество и оригинальность изделий поистине восхищают.
В искусстве мелкой бронзовой пластики преобладала идейная тематика, но были изделия, которые выбивались из этого ряда. Особого внимания заслуживают скульптуры животных: олени, львы, лошади – каждая фигурка с невероятной реалистичностью изображала мир живой природы. Эти статуэтки пользовались спросом в качестве сувениров, поэтому их можно было увидеть, как в партийных кабинетах, так и в уютной домашней обстановке. Поскольку декорирование рабочего, а иногда и личного пространства нередко приравнивалось к мещанству, держать у себя на столе какие-нибудь пасторальные фигурки было бы неприемлемо. Сдержанная лаконичность и тематическая монументальность бронзовой пластики идеально вписывалась в интерьер.
Кроме того, были различные скульптуры, приуроченные к каким-либо памятным датам, с соответствующей гравировкой. Лозунги, девизы, посвящения – всё это превращало произведения скульпторов и художников в некий информационный посыл, молчаливо свидетельствующий о патриотизме и гордости за свою страну. Причём как создателей, так и тех, кто эти элементы декора приобретал или дарил в качестве памятного сувенира.
Скульптура СССР, помимо агитационной направленности, была ориентирована и на изображение животных, которые сегодня могут составить обширную коллекцию. Реалистичность деталей, тщательность обработки, металл в качестве инструмента для самовыражения скульптора – всё это придаёт изделиям оригинальное своеобразие. А благородное скупое мерцание бронзы, лишённое вычурности, цветового многообразия и порой броской пестроты фарфоровых фигурок, – придавала изделию сдержанную классическую красоту.
Сегодня уже сложно определить, насколько вдохновляющим был посыл, содержащийся в бронзе советской эпохи. Однако то вдохновение, с которым создавалось каждое изделие, ощутимо и сейчас, даже с поправкой на заказной характер некоторых тем. Это неподвластное времени свойство всех старинных вещей, особенность таланта художников и скульпторов, результат творческого переосмысления действительности. А это всегда выше всех режимов и идеологий, поскольку учит чувствовать и понимать.
Вопрос-ответ
Задать свой вопрос вы можете, заполнив следующую форму.
* Обращаем ваше внимание на то, что все вопросы проходят модерацию.
Вопрос: На чердаке нашли бюст Ленина но в ужасном состоянии. Возможна ли продажа? (Алексей)