26 июня 2017

Старинные иконы – самый привлекательный сегмент антиквариата. Случайно найти по-настоящему уникальную икону уже практически невозможно - все самое интересное приобретается на аукционах. Но и там иконы 16-17 века уже становятся редкостью. Да и цена старинной иконы 18 века сейчас не маленькая.

Неизменный интерес вызывают работы мастеров Кремлевского Оружейного приказа. Симон Ушаков – один из них. О его жизни известно мало. Приходится довольствоваться теми фактами, которые приводит в своих трудах епископ Суздальский Илларион, родственник иконописца. Симон Ушаков происходил из дворян. Родился в 1626 году, был женат, скончался в 1686. Известно, что уже в молодости мастер имел большое количество заказов. Он много лет работал в «дружине», где ему всегда доверяли писать самое сложное – лико. Ушакову часто заказывал иконы сам царь.

Симон Ушаков был не только талантливым иконописцем, он расписывал и церковную утварь, украшал фресками храмы. Изограф пытался рисовать с «живства» - с натуры. Он придавал святым портретные сходства с конкретными людьми, выписывал детали пейзажа. Именно с его именем искусствоведы связывают переход от средневековой иконописи к светской живописи.

Все иконы Симона Ушакова хранятся в музеях и частных собраниях. Но мастер был талантливым педагогом, и из его мастерской вышло много хороших мастеров – изографов. Их работы по-прежнему еще выставляются на крупных аукционах.

22 июня 2017

21 июня в Музее Москвы начинает работу выставка роялей и пианино. Тут выставлены 20 пианино и 30 роялей. Зрители увидят рояль из толстовской Ясной Поляны и пианино из квартиры Андрея Белого.

Все инструменты, размещенные на выставке, сделаны русскими мастерами 19-20 веков в Москве и на музыкальных фабриках в провинциальных городах. Большинство этих фабрик и мастерских были закрыты еще в 20 годы прошлого столетия. И эта выставка познакомит с забытыми именами мастеров и названиями инструментов.

Рассказать о традиции московской музыкальной жизни, домашнего музицирования – главная цель выставки. Сейчас это малоизвестный пласт русской культуры.

Фортепиано в 19 веке стало частью домашнего быта. Оно гармонично вписывалось и в интерьер любого жилья – как в пышное убранство парадной залы, так и в простую гостиную городского обывателя или маленькую залу сельской усадьбы.

Для людей в 19-начале 20 веков было очень важно выразить себя в музыке. Почти во всех городах устраивались музыкальные вечера, где выступали не только известные музыканты, но и любители. Такие домашние концерты вошли прочно и в сельский быт.

Увидеть инструменты той эпохи интересно вдвойне, так как музицирование в кругу семьи и друзей описано во многих произведениях русских писателей, воспитанных в этих традициях. Чтобы зритель в полной мере почувствовал особую атмосферу семейного музыкального вечера, в экспозиции представлены мебель, изобразительные материалы, предметы быта.

20 июня 2017

В России уже в 18 веке издавалось достаточно большое количество журналов, которых стало еще больше в 19 веке. При этом журналы царской России имели разную направленность. Были общественно политические, литературные, научно-популярные, образовательные для детей и подростков. И, конечно, женские журналы. Интересно, что уже в 19 веке женские журналы редактировались, а часто и издавались женщинами. В начале 20 века в каждом журнале публиковался роман, переходящий из номера в номер. В это же время появилась реклама. Она не была навязчивой и ориентировалась на женщин. Рекламировались товары для детей, косметика, продукты питания. Купить царские журналы можно в антикварных магазинах и у букинистов.

Так, «Журнал для хозяек» публиковал такие повести и небольшие романы о женщинах, которые добились всего в жизни самостоятельно: Н. Нигальская «За лунным лучом», С. Лескес «На новый лад», А. Пазухин «За новым счастьем» и другие.

Каждый журнал был ориентирован на определенную аудиторию. Например, журнал «Женщина» покупали в основном домохозяйки среднего возраста. Там было много статей о проблемах в семье, о болезнях детей, рукоделии.

«Дамский мир» читали дамы, часто выезжающие в свет. Основной темой журнала была мода, светская жизнь. Он имел англофильскую направленность. Было много тем, популярных в английских журналах: пикники, спорт для женщин, пятичасовой чай.

Для женщин, активно принимавших участие в женском общественном движении, предназначался журнал «Женская жизнь».

Одним из самых интересных журналов стала «Столица и усадьба», который издавал меценат Владимир Крымов.

15 июня 2017

Сразу на двух этажах Инженерного корпуса развернута выставка Зинаиды Серебряковой, приуроченная к 125-летию со дня рождения художницы. Серебрякова родилась в семье, которая оставила заметный след в русском искусстве. Дед – известный архитектор, отец, Евгений Лансере – скульптор, дядя, Александр Бенуа – художник.

На выставке экспонируются около 70 работ самой художницы и ее детей, документальные фотографии из семейного архива, советские календари с репродукциями. Большинство работ никогда не были в России. Они хранились в мастерской Серебряковой в Париже. Ее марокканский цикл, как и работы парижских лет, были известны лишь специалистам. И теперь их могут увидеть российские поклонники ее творчества.

Современница мастеров русского авангарда, она создала свой уникальный стиль. Серебрякова с большой любовью и мастерством писала картины со сценами домашней жизни своей семьи: «За завтраком», «Катя с куклами». Она была мастером пейзажа, большинство зарисовок было создано художницей в родовом имении Нескучное в Курской губернии.

Там были написаны великолепные картины с изображением крестьян. На выставке экспонируется одна из лучших работ этой серии – «Беленье холста». Закулисный мир Мариинского театра Серебрякова отразила в своей «балетной» серии.

Марокканские пейзажи, портреты восточных девушек, жанровые сцены, наброски на разные темы – все это можно увидеть на выставке. Центр выставки – автопортрет «За туалетом», написанный 25-летней художницей, и сразу купленной Третьяковкой. Выставка будет работать до 30 июля.

12 июня 2017

В Архангельском соборе Московского Кремля работает выставка «Вознесенский монастырь в Московском Кремле». Судьба обители оказалась трагична. Ее снесли в 1929 вместе с еще одной святыней – Чудовым монастырем, чтобы освободить территорию для возведения Военной школы.

Вознесенский женский монастырь основала Евдокия, жена Дмитрия Донского, которая в 1407 году стала монахиней и после смерти была захоронена в соборе Вознесения Господня. Это было первое захоронение, затем тут обрели вечный покой Софья Палеолог, Ирина Годунова, мать Петра Первого Наталья Кирилловна и многие другие царственные особы. Собор стал самым крупным русским женским некрополем.

Монастырь всегда имел венценосных покровителей и получал крупные пожертвования не только деньгами, но и драгоценностями и художественными ценностями. К счастью, большинство ценностей сохранилось. Они были переданы в музеи Кремля. А женские гробницы удалось разместить под пристройкой Архангельского собора.

Выставка икон и предметов для богослужения из Воскресенской обители проводится впервые. Она открывает мир русской иконы – неповторимый и яркий. Особую ценность представляют иконы из уникального иконостаса в шесть ярусов, украшавшего собор с 1679 года. Среди экспонатов пояс из кожи, принадлежавший преподобной монахине Ефросинье, в миру великой княгине Евдокие. Во время восстановления Кремля после пожаров 1812 года был сделан запрестольный крест. Эта историческая реликвия тоже находится в экспозиции. Выставка в Архангельском соборе будет открыта до конца 2018 года.

8 июня 2017

Театральный музей имени А.А. Бахрушина организует выставку «Мистерия-буфф» Аристарха Лентулова». В экспозиции представлены фотографии, театральные программки и афиши, старые плакаты, эскизы костюмов и декораций, макет к спектаклю «Демон» 1919 года. Экспонаты на выставку предоставили семья Лентуловых, частные коллекционеры, 19 российских музеев.

Выставка пройдет «под знаком театральности». Театр, лицедейство начинается уже в названии. Пьеса Маяковского «Мистерия - буфф» определила художественное направление многих художников начала 20 века, в том числе и Лентулова. Он не оформлял этот спектакль, но под знаком «Мистерии – буфф» творил долгие годы. Маяковский считал, что Лентулов работает в живописи так, как сам поэт работает в литературе.

Театральность присуща всем работам Лентулова. Даже в портретах жены чувствуется рука лицедея. Мария Лентулова в каждом портрете представлена в ином образе, в новой «маске», в новом стиле. Выставка познакомит зрителя со всеми этапами творчества художника. Современники считали Лентулова смелым экспериментатором. Он был одним из организаторов спорного «Бубнового валета». Искусствоведы относят его творчество сразу к нескольким направлениям: кубофутуризму, экспрессионизму, орфизму, кубизму.

Лентулов постоянно пробовал, изобретал. Так, декорируя свои картины бахромой, наклейками из золотой и серебряной бумаги, он утверждал, что создал новый стиль, назвав его орнеизм. Самым главным делом его жизни оставался театр. Работа над декорациями давала выход его безудержной фантазии. Выставка откроется 20 июня.

1 июня 2017

Вот и настало календарное лето! Ура! И хоть погода в Москве пока далека от летней, в душе мы искренне верим, что тепло и солнце обязательно будут, а вместе с ними будет отдых и хорошее настроение. Все мы родом из детства, когда лето и каникулы были словами синонимами. И даже если у кого-то отпуск летом не предвидится, можно чаще бывать на природе, гулять в парках, выбираться на выходные за город, благо дни длинные.

Статуэтка «Мальчик на пляже»

1 июня традиционно отмечается Международный день защиты детей. Он был учреждён в Париже в 1949 году на конгрессе Международной демократической федерации женщин в целях сохранения здоровья и благополучия детей во всем мире! Теме детства в СССР уделялось большое внимание, проводилась всесторонняя работа по развитию детского отдыха, организации питания и досуга детей. Не стояли в стороне и ведущие фарфоровые заводы страны, скульпторы которых создавали чудесные, добрые и милые статуэтки ребятишек. И конечно стоит выделить знаменитый ЛФЗ и скульптора Столбову Галину Сергеевну, которая создала целую серию статуэток детей «Счастливое детство». Здесь представлены парные статуэтки юного гармониста с плясуньей и мальчика и девочки с любимыми игрушками.

Мы желаем, чтобы наши дети и дети всех стран и континентов росли счастливыми, в мире, любви, заботе и достатке. Все это будет способствовать успехам в школе, достижениям в кружках и секциях, развитию их личности и духовному росту. И конечно же всем веселого и незабываемого отдыха и каникул!

31 мая 2017

Один из самых значимых выставочных проектов этого года посвящен эпохе оттепели. Третьяковская галерея представляет картины художников, отразившие время с 1953 года, когда прошли амнистии политзаключенных, и до 1968 года, когда в Чехословакию вошли советские танки. За этот период в искусстве сложился особый стиль – советский модернизм 1960-х.

Выставка состоит из семи разделов. Каждый представляет одну из составляющих эпохи. Авторы проекта, стремясь показать дух того времени, используют живопись, скульптуру, предметы быта, кадры из фильмов. Здесь можно почувствовать диалог поколений о пережитом: услышать не прикрытую правду о лагерях и войне.

Вспомнить, насколько близко две ядерные державы подошли к опасной черте. И что переживали в это время простые люди: холодная война, страх ядерного уничтожения – вот что владело их умами. Но это было время радости и света, когда художники стремились сделать окружающий мир ярче, когда люди умели общаться, а не сидели в своих квартирах.

В быту господствовали футуристические формы: стиральные машины в форме ракеты, ваза с рисунком из лунных кратеров, пылесос, напоминающий Сатурн. Любимыми темами художников была романтика дальних странствий. Портреты геологов, нефтяников, моряков, суровые северные пейзажи, горные, морские – все это привозили из творческих командировок молодые художники.

Многие известные художники, чьи работы выставлены здесь, вдруг откроются совсем с иной стороны, как, например, Пименов в своей малоизвестной картине «Ожидание». Выставка будет работать в залах Третьяковской галереи до 11 июня.

30 мая 2017

9 мая в ГМИИ имени А.С.Пушкина открывается выставка «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе». Проект предполагает показ 25 картин, созданных тремя гениальными венецианскими живописцами. Почти все полотна ранее не демонстрировались нигде, кроме Италии.

Почти в одно время в Венеции творили Тициан Вечеллио, Якопо Тинторетто и Паоло Веронезе. На выставке их картины будут висеть рядом: портреты, полотна на библейские и мифологические темы, которые великие венецианцы трактовали по-своему – чувственно, трепетно, эротично.

Выделить что-то из представленных картин нелегко. Но стоит сказать о «Саломее» Тициана из частной галереи Дория-Памфили. «Саломея» привлекает выразительностью и поэтичностью образа, написанная еще молодым художником, она отражает традиции венецианской живописной школы.

Работы Тинторетто дышат любовью к жизни даже в том случае, когда он пишет трагическое «Оплакивание». Веронезе на своих картинах любуется окружающим миром. В Россию приедет «Венера, Марс и амур» из галереи в Турине. Почти все картины будут доставлены из галерей и церквей Италии. Две картины принадлежат Эрмитажу и одна из музея им. Пушкина. Сенсацией будет картина Тициана « Венера и Адонис», она получила экспертное заключение совсем недавно и выставляется впервые. Владелец – благотворительный фонд «Классика».

27 мая 2017

Букинистические аукционы в последнее время проводятся очень часто как специализированными аукционными домами, так и многопрофильными. Российский аукционный дом «Рад» проводит восьмой весенний букинистический аукцион. Торги состоятся 27 мая в 14 часов в Санкт-Петербурге по адресу Невский проспект, д. 28. И обещают быть весьма интересными. На них будут представлены разные по характеру лоты.

Старинные издания, такие, как «Письма русского путешественника» Николая Карамзина, изданные в начале 19 века. Уникальные книги о войне 1812 года: Авенариус «На Париж», Тарапыгин «Год русской славы», Попов «Отечественная война 1812 года. От Малоярославца до Березины».

Для коллекционеров и историков большой интерес представляет «Альбом истории России в картинах по столетиям». В него вошли портреты русских князей и императоров с биографией и характеристикой эпохи, географические карты, жанровые и батальные сцены.

Старые царские журналы, выпускавшиеся в 19 веке, тоже выставлены на аукцион: « Вестник Европы», «Исторический вестник», «Всемирный путешествователь» и другие. Редкий книжный аукцион обходится без «Истории государства Российского» Карамзина. Это издание предлагается и в этот раз.

Помимо книг на аукционе можно приобрести советский агитационный плакат. Плакаты первых лет советской власти хорошей сохранности сейчас встречаются не так часто. Поэтому стоимость их на аукционах немалая.