Секреты костяного фарфора

31 марта 2024

Дорогой подарочный предмет из фарфора выглядит хрупким и изящным, но при кажущейся тонкой толщине стенок он должен быть достаточно прочным. Самыми лучшими показателями по всем этим параметрам обладает костяной фарфор.

Аристократические изделия

Белоснежный полупрозрачный фарфор с повышенными характеристиками прочности выпускает в России единственный завод, расположенный в Санкт-Петербурге — Императорский фарфоровый завод (ЛФЗ в советскую эпоху). Слегка просвечивающиеся стенки и идеальная гладкость поверхности придают любым изделиям из этого фарфора воздушность и изящество, именно поэтому будь то сервиз, ваза или декоративная статуэтка, но в любом случае — это роскошные изделия, пользующиеся спросом в высших кругах общества.

Однозначно были и недостатки: необходимо было весьма аккуратно хранить и ухаживать, пользоваться жесткими губками и агрессивными моющими средствами категорически нельзя, при достаточно высокой прочности, все же не стоит их подвергать резким перепадам температур, то есть мыть нужно в комнатной, максимум теплой воде, а перед наполнением горячим чаем необходимо чашки прогреть, ну и самое важное: даже если сравнивать с обычным фарфором — цена довольно высокая.

История изобретения

Изобретателями обычного фарфора, как это известно, являются китайцы. Когда формула состава все-таки была раскрыта, оказалось, что в классический состав добавляли растертую в пыль яичную скорлупу, костяную золу и рыбью чешую. Но до этого момента европейские мастера долго пытались сами найти рецепт, экспериментируя с различными добавками в керамическую массу.

Только в 1748 году англичанин Томас Фрай догадался добавить в состав костяную золу, а усовершенствовал эту смесь его соотечественник Джозайя Споуд. В итоге получили идеально белые и прочные изделия. Вторыми, но тоже самостоятельно, в Европе отрыли уникальный состав костяного фарфора в Германии. Что интересно, пропорции ингредиентов (каолина, полевого шпата и кварца), предложенные первоначальным изобретателем в далеком XVIII веке, соблюдаются в Великобритании и в наши дни.

Костяная зола — это полностью натуральный ингредиент, который получают из обычных костей животных. По химической формуле — это фосфат кальция. В настоящее время научились производить синтетический порошок, который обеспечивает то же качество костяного фарфора и не одно животное при этом не страдает. Но в середине прошлого века таких материалов не существовало, а вот дефицит каолина при большом количестве отходов костей имел место быть.

Вот и решило руководство Ленинградского фарфорового завода имени Ломоносова (ЛФЗ, бывший Императорский завод Российской империи) найти выход. Эксперименты показали, что кости птицы дают готовым изделиям сиреневатый оттенок, а вот берцовые кости крупного рогатого скота подошли идеально. Долго экспериментировали с пропорциями, так как западные «коллеги» делиться секретами не собирались. Остановились на 45% костной золы, а остальные 55% приходились на обычный состав из каолина, полевого шпата и кварца.

Интересный факт, прочность материала позволила создать настолько тонкие стенки у чашек, что их легкость и тонкостенность оказалась недостатком, пользователи говорили, что посуда стала походить на пластмассу. В результате пришлось увеличить толщину на 0,3 мм. Так как для изготовления фарфоровых предметов используется форма из глины, особенность технологического процесса в том, что чем тоньше стенки изделия, тем короче производственный цикл до обжига. То есть чашку извлекают из формы в пределах 2 минут, а на статуэтку требуется несколько часов. Примечательно, что ручки отливают отдельно и приклеивают к изделиям той же фарфоровой, но более густой, массой. После чего предмет отправляют в печь на обжиг.

Императорский фарфоровый завод: исторический очерк

В 1744 году была основана Невская порцелиновая мануфактура. Отечественный рецепт фарфора и технология изготовления были придуманы горным инженером Д. И. Виноградовым. Ему принадлежит не просто конструкция печи и состав, но и технологии окраски изделий, включая краски и глазурь. Здесь производили чашки, курительные трубки, табакерки, пуговицы, набалдашники для тростей.

Мануфактура несколько раз с момента основания успела поменять название, пока в 1765 году ей не присвоили высокое звание — Императорский фарфоровый завод. Выпускники Императорской академии художеств активно принимали участие в росписи предметов, особенно в свете того, что императорская семья постоянно выступала крупнейшим заказчиком сервизов, к примеру, Екатерина II любила огромные ансамбли в единой тематике, в которые могло входить более 100 изделий. В те же времена завод начал выпускать тематические статуэтки тех же представителей простых профессий, сценки из жизни обычных людей и тому подобного.

Первая мировая война вынудила сменить ассортимент, добавив в него предметы для фронта: свечи зажигания, лабораторные сосуды и прочее. В 1917 году завод был национализирован и получил название «Государственный фарфоровый завод» (ГФЗ). Основным направлением стала агитационная продукция, тем не менее изделия завода неоднократно получали первые места на международных конкурсах. В 1924 году новая смена названия: «Ленинградский фарфоровый завод», а в 1925 году к этому названию добавили «им. М. В. Ломоносова». Дореволюционное название «Императорский фарфоровый завод» было возвращено предприятию только в 2005 году.

Сам завод с музеем, содержащим около 30 тысяч экспонатов, функционирует и в наши дни. Основную славу приносят мастерски выполненные сервизы и отдельные виды посуды, прекрасные вазы, скульптурные композиции и сувенирная продукция. Предприятием бережно сохраняются все документы по технологиям производства, что дает возможность изготавливать точные копии изделий исторической значимости.