Церковные колокола

16 апреля 2024

Одной из ярких особенностей христианства является колокольный звон или благовест. Некоторые называют его музыкальной молитвой, связывающей Небо и Землю. Благовест уносит души верующих от мирских дел и забот к мыслям о вечном, формируя возвышенный настрой, иногда спасая от тревожных мыслей. Считается, что звон колоколов символизирует распространение православия по всему миру.

История возникновения

В христианстве колокола появились не сразу. Вначале знаком к началу богослужения выступал звук ударов колотушки в металлическую, а то и деревянную доску. Согласно легенде, священнослужитель одного из городков провинции Кампания в Италии, живший на рубеже IV и V веков, как-то прилег и заснул на поле.

Во сне к нему пришли ангелы и стали раскачивать окружающие его цветы-колокольчики, а те стали издавать чарующие музыкальные звуки. Павлин Милостивый, впоследствии причисленный к святым, приказал местному кузнецу отлить первый металлический колокол.

По названию провинции, новое изделие получило имя «кампан», а специальная область теоретических знаний, изучающая колокола с научной и музыкальной точки зрения, именуют «кампанологией». С тех пор и пошло восприятие перезвона как призывающего к Богу гласа ангельского.

На Руси колокола появились сразу после принятия христианских традиций. При раскопках на территории первого, построенного еще князем Владимиром, храма в 1824 году обнаружили два старинных русских колокола. В те времена на них не было никаких обозначений или узоров, они создавались полностью гладкими и не слишком крупного размера, технологии тех времен не позволяли «излишеств». Предполагают, что научились наносить объемные символы в XIII веке, но доподлинно установить это уже невозможно, так как старинных колоколов практически не осталось.

Первые пришедшие из Европы колокола издавали звук в результате раскачивания тела самого колокола. Подвижный металлический язык придумали сделать только в ХVII веке. В то же время, именно на Руси научились регулировать тембр звучания колокола его размерами и массой, что придавало каждому ансамблю уникальность и благозвучность.

Времена татаро-монгольского нашествия нанесли огромный ущерб литью колоколов и искусство практически прекратило свое существование. Только в 30-х годах ХIV века оно начало возрождаться в Москве на базе Пушечного двора. Особого расцвета искусство русских литейщиков достигло во времена царствования Ивана Грозного, как в части их размеров, так и в области звука. Что для иностранцев было однозначным символом мощи и величия Государства Российского.

Русские мастера считали создание колокола священным действием, традиции передавали весьма аккуратно и зачастую стать подмастерьем нужно было еще постараться. В результате многолетних опытов лучше всего себя показал сплав меди (80%) и олова (20%), а вот добавление серебра делало звук только хуже. Множество уникальных творений было утрачено при Петре I, когда колокола изымались из церквей и переливались на пушки. Всего только за 1701 год отлили из такого сплава около 200 пушек.

Рекорды в мире колоколов

Первый колокол-гигант весом 33 тонны был отлит по распоряжению Бориса Годунова. Он был размещен в Успенском соборе Кремля. Заставить его звучать могли только 24 человека, применив все свои силы. Этот колокол разбился в результате пожара. Следующую попытку отлить гигантский колокол предприняли по распоряжению царя Алексея Михайловича в 1654 году, вес составил 131 тонну, но «прожил» он меньше года, так как в результате сильного удара раскололся. Его точная копия была создана спустя 20 лет, но спустя менее чем полвека колокол был разбит в результате пожара.

Новый великан, отлитый при Анне Иоанновне, создан был весом около 202 тонн. В результате его не смогли поднять из ямы. В 1737 году в Москве случился очередной пожар, колокол пытались спасти, поливая водой, но все же перепад температур сделал свое дело и колокол потерял кусок в 11,5 тонн. Достать его смогли только в 1836 году во времена правления Николая I. Отколовшуюся часть колокола поместили на площади перед колокольней Ивана Великого в качестве памятника мастерству русских литейщиков. Царь-колокол можно увидеть и в наши дни.

Советские и постсоветские времена

Как известно, с приходом к власти большевиков, религия попала под запрет, а в месте с ней и звон колоколов. Множество ценнейших экземпляров было продано за границу или вовсе уничтожено. Соответственно, колокольное искусство снова было предано забвению. Возвращать частицы прошлого стали только после распада СССР. Вновь зазвучал набат на кремлевской колокольне Ивана Великого в 1992 году на Пасху. Постепенно стало возрождаться как искусство литья, так и искусство создания музыки: перебор, перезвон, трезвон и прочие виды ударов в колокола. С 2005 года начали регулярно проводить общероссийские фестивали, где демонстрируют свои способности звонари из разных уголков России. Эти события привязывают к церковным празднествам и длятся они 2-5 дней.

Особенности звона

В России различают несколько видов церковного звона:

  • благовест: множественные удары в один колокол с одинаковым промежутком, как призыв к службе;
  • трезвон: удары во все колокола, с тремя подходами;
  • перебор: повторяющиеся серии медленных ударов в каждый колокол от меньшего к большему, еще он называется «погребальным», так как совершается в процессе выноса тела из храма перед отпеванием;
  • перезвон: поочередные удары в каждый колокол от большого к малому с многократными повторами.

Благовест может быть разным: будничным, воскресным или праздничным, а еще постный, полиелейный и к всенощной службе. Чем серьезнее повод, тем дольше будет звучать благовест. Но как бы звон не называли, в любом случае это священнодействие, сопровождающееся молитвами и церковным пением.

Остановимся еще немного на европейских традициях, где с определенного момента стало популярным исполнение различных музыкальных композиций на колоколах. Одной из разновидностей выступает «корельен». При этом каждый колокол имеет точную настройку и весь ансамбль может насчитывать 48, а то и 62 колокола. Это своеобразный «колокольный орган», в котором звонарь использует для управления не только руки, но и ноги.