Лакировщики действительности

18 апреля 2024

Одной из жемчужин русского декоративно-прикладного искусства является Палех, сейчас незаслуженно немного забытый. Этот центр международного значения разместился в Ивановской области. К сожалению, интерес к декоративно-прикладному искусству угасает, но мастера продолжают творить, и редкие теперь коллекционные предметы пользуются хорошим спросом у истинных ценителей.

Секреты творцов

В поселке живет всего 5 тысяч жителей, а сторонние не спешат ехать учиться в местные художественные школы, так что с трудом набирают учеников из местных жителей. А ведь раньше конкурс был побольше, чем в некоторые ВУЗы, бывало и 10 человек на место. Ехали со всего необъятного Союза по 20 тысяч человек в год в качестве туристов, просто посмотреть и немного приобщиться к древнему искусству, привезти сувениры.

Оставшиеся в меньшинстве студенты Палехского художественного училища с удовольствием рассказывают секреты мастерства. Каждый цвет краски требует ручного труда: немного темперной краски смешивается с капелькой яичной эмульсией, после чего около 20 минут нужно перетирать массу до однородного состояния. На палехском это называется «творить краску». И так с каждой следующей. Здесь время идет неторопливо, художники никуда не спешат, работа монотонна и требует много времени и усидчивости.

Фирменной особенностью Палеха является сказочная поэтичность персонажей. Роспись — достаточно тонкое дело, поэтому одно изделие может занимать от момента создания до окончательного покрытия лаком несколько месяцев: склеивали картон, сушили, вымачивали, снова сушили, обтачивали, грунтовали и натирали пемзой, только потом уже изделие можно было расписывать кисточками из беличьих хвостиков и тончайшими трубочками от утиных перьев. Золотое покрытие, также, как и краску, готовят, тщательно растирая лист сусального золота с гуммиарабиком и смолой. А дальше изделие еще нужно обрабатывать, покрывать шестью слоями лака, который придаст предмету завершенный и самобытный образ. Трудоемкость огромная, людей занято масса, а вот заработок минимальный, вот и получают шедевры, а сами мастера в бедности и уезжать не хотят и не умеют больше ничего.

С тоской здесь вспоминают 1990-е годы, после развала СССР сюда потянулись покупатели, цены смогли ставить сами и брали все с охотой. Некоторые граждане закупались впрок для того, чтобы продать потом или увезти с собой на новое место жительства, удачно продавали за рубеж. Вначале не успевали выполнять заказы. Только за 1991 год выручка без вычета налогов составила огромную сумму 370 тысяч долларов, каждый художник в противовес привычным 200-250 рублям, стал получать до полутора тысяч. От учеников отбоя не было, готовы были работать кем угодно, лишь бы на подготовительные курсы записали. Иностранцы, пенсионеры просто за уроки, которые сейчас назвали бы мастер-классами, готовы были платить любые деньги.

Большие финансовые поступления соблазнили некоторых мастеров отделиться от общей артели. Мечтали каждый заработать побольше. Планы были масштабные, но неожиданно все рухнуло. Появилось множество китайских вполне симпатичных подделок, достоверно копирующих оригинал, а иногда и просто фотография под лаком, обывателю подошли и по качеству, и по цене. Те же иностранцы смотрят, подешевело, в тех же сувенирных лавках продаются, редко кто будет разбираться в подлинности. Даже подпись легко подделывали, а если мастер, увидев на дешевой мазне свое факсимиле пытался возмутиться, то ему быстро объясняли: «иди куда шел».

Второй причиной краха можно считать моду, молодежь уже не слишком понимает ценность палехских изделий, им подавай новые технологии. А учитывая мизерные доходы будущих художников, которым, чтобы стать мастером, надо сначала 4 года отучиться в училище, а потом еще подмастерьем поработай столько же, а то и поболее, так тем более уже вызывает сомнение, стоит ли оно того.

Тем не менее, возвращаясь к истокам, стали возрождаться традиции дореволюционной России, ведь изначально Палех специализировался на иконописи. Сейчас несколько бригад мастеров уже работают над росписью храмов, занимаются созданием икон, это тяжело, но выгодно, доход около 2 тысяч в сутки, а роспись требует не одного года работы. Творчества тут мало, больше следование канонам и сплошная рутина, поэтому мастерство теряется.

В самом же Палехе все размеренно и спокойно, художники по-прежнему переносят на свои работы частичку своих миниатюрных речек, их берегов, природы, даже в изображении моря и дальних стран все равно проглядывает местная самобытность. Надежда на возрождение старинного ремесла с каждым годом становится все призрачней, поэтому ценителям стоит поторопиться, так как достаточно мало последователей осталось у мастеров и чудесные сказочные предметы имеют все шансы превратиться в настоящие раритеты.