Началом истории Конаковского фаянсового завода им. Калинина (ЗиК Конаково) можно считать установление в России советской власти, после которого, как известно, начались кардинальные перемены. Крупнейшее в стране производство бытового и художественного фаянса, входящее до революции 1917 года в Товарищество М. С. Кузнецова, в 1918 году было национализировано и переименовано в Государственную фарфоро-фаянсовую фабрику, а позднее в Конаковский фаянсовый завод. В 1923 году фабрике было присвоено имя Калинина М. И.

С отменой частной собственности в молодом советском государстве вся промышленность начала формироваться в отраслевые тресты. Бывшая Кузнецовкая фабрика оказалась в составе фарфоро-фаянсового треста, начав специализироваться на выпуске фаянсовой посуды и майолики. В 1929 году новые перемены — жители и работники села Кузнецово решили переименовать его в Конаково в честь революционера Порфирия Петровича Конакова. Новое название было выбрано по результатам конкурса.

В первые советские годы завод продолжал выпускать как ассортимент, сложившийся в бытность М. С. Кузнецова: масленки, кувшины, сухарницы, чайную и столовую посуду, жанровые статуэтки, так и новые «идеологически правильные» образцы. Продукция, произведённая на этом заводе, служила повседневным потребностям и бытовым нуждам, украшала и бедный, и богатый интерьер, отражала веяния времени и утверждала вечные ценности.

В начале 1930-х годов руководство Конаковского предприятия решает оставить в прошлом «кузнецовский» ассортимент и разработать кардинально новые изделия и рисунки для производства фаянса в большом количестве. Немалую роль в этом сыграл начинающий художник и скульптор Исидор Григорьевич Фрих-Хар, который питал большую любовь к фаянсу как материалу. Ему удалось собрать группу энтузиастов, в которую вошли как начинающие талантливые скульпторы и художники, так и уже признанные мастера своего дела. Они принялись создавать новые скульптурные композиции и разрабатывать новые посудные группы, декоративные тарелки и предметы интерьера. Эти начинания привели к созданию первой в советской фаянсовой промышленности художественной лаборатории. Первое признание советского фаянса пришло на Всемирной выставке в 1937 году в Париже. Тогда предприятие было удостоено диплома «Гран-При».

Планы по дальнейшему расширению ассортимента были перечеркнуты началом Великой Отечественной войны. Многие скульпторы и художники отправляются в эвакуацию, где также продолжают заниматься творчеством. Как только воцарился мир и спокойствие, художественная лаборатория завода вновь начала свою активную работу. В конце 1940-х — начале 1950-х на Конаковском заводе работали М. П. Холодная, З. Г. Филянская, Е. М. Гуревич, Т. З. Подрябинников, Г. Я. Альтерман, А. И. Хихеева.

В 1960-е годы продолжал повышаться художественный уровень Конаковского фаянса. Статуэтки и фигурки, банальные или необычные, наивные или реалистичные, с милым очарованием мещанства или с чёткой агитационной направленностью, писали фаянсовую историю амбиций и технологий главного социалистического государства. Производство регулярно представляло свою самую прогрессивную продукцию на международных выставках, которая была удостоена золотых и серебряных медалей. Здесь стоит выделить чайно-кофейный сервиз «Шиповник», прибор для завтрака «Пламенеющий», «Кофейный сервиз в коричневой поливе», набор посуды для воды. В числе новы мастеров фабрики были В. П. Шинкаренко, О. П. Гагнидзе, В. А. Сергеев, Н. А. Коковихин

Конаковский фаянсовый завод прочно стоял на ногах и выпускал огромными тиражами как повседневную фаянсовую посуду для всего необъятного Советского Союза, так и высокохудожественный фаянс. Но распад СССР, переход к рыночным отношениям и наводнение российского рынка импортной посудой предприятие пережить не смогло. С каждым годом объемы производства резко сокращались и в 2006 году была проведена процедура банкротства. Некогда легендарное фаянсовое предприятие прекратило свое существование незадолго до своего двухсотлетия.