В советском текстильном рисунке часто можно было увидеть изображения человеческих фигур, элементы городского и сельского пейзажа, различные предметы быта. Подобные рисунки условно называют «сюжетными». Сюжетные рисунки в текстиле имеют глубокие традиции. Мы встречаем их в знаменитых коптских тканях древнего Египта, относящихся к IV—VI векам нашей эры, в тканях Персии и Византии, средневековой Европы. Известны французские силуэтные бархаты XVIII века: изобразительные сцены встречаются и на тканях XIX столетия.

В двадцатые годы рисунки с изображением человеческих фигур и орудий труда часто использовались в орнаментации советского текстиля. «Электрификация», «Пятилетка в четыре года», «Слет пионеров», «Рыбная путина», «Механизация сельского хозяйства», «X лет РККА» — одни эти названия говорят о характере тематики рисунков, о попытках художников-текстильщиков иллюстрировать большие общественные события.

Использование рисунков для украшения носильной ткани, отображающих серьезные политические явления, было неверной тенденцией, во-первых, потому, что глубокое раскрытие идейного содержания в рамках декоративного текстильного рисунка почти невозможно, а во-вторых, потому, что применение ткани с таким рисунком для одежды вело к профанации самой темы.

В некоторых рисунках весьма остроумно трактован сюжет, однако в своем стремлении выразить сложное содержание художник забывал о декоративности изображения. Авторы часто прибегали к чисто графическим приемам, поэтому многие из таких рисунков скорее походили на репродукции агитплакатов или на рисунки обложек для политических брошюр, чем на текстильный орнамент.

Построение рисунков в подавляющем большинстве сводилось к композиции одного небольшого раппорта, поэтому сюжетные изображения располагались на ткани бесконечно повторяющимися рядами, что придавало орнаменту однообразный ритм.

Колористика чаще всего ограничивалась одним-двумя цветами — красный, синий или черный рисунок печатался по белому или «заплюсованному» фону. Сами оттенки используемых цветов были тусклыми и однообразными. К этому надо добавить, что плохое качество красителей и несовершенная отделка тканей делали их вовсе непривлекательными.

Ошибкой художников явилось использование сюжетов, не имеющих в своих формах элементов декоративности. Ткани с такими рисунками были лишены нарядности. И хотя они несли большую «идейную нагрузку», но не выполняли своей основной задачи: не украшали одежду. Не удивительно, что такие ткани получили отрицательную оценку советской общественности.

Однако справедливая критика ложного направления в оформлении текстиля была воспринята частью художников и искусствоведов как осуждение самой возможности использования сюжетных рисунков для украшения ткани, и поэтому такие ткани на долгие годы исчезли из ассортимента.

В настоящее время мы наблюдаем возрождение сюжетных рисунков в текстиле, но поиски художников идут уже по новому, правильному пути. Толчком к возрождению сюжетных рисунков послужили, в частности, всемирные фестивали молодежи и студентов, когда возникла необходимость в оригинальных ярких тканях для летних костюмов.

При выборе темы для современного сюжетного рисунка основным требованием становится наличие элементов декоративности, хотя художник по прежнему не остается равнодушным и к идейному содержанию композиции. Городские и сельские пейзажи, танцы и игры, эпизоды из жизни детей, веселые молодежные сцены — вот примерный перечень сюжетов, используемых сейчас в оформлении текстиля.

Характеру тем соответствует и настроение художественных решений— оно то задорно-веселое, то лирическое, то детски наивное, но всегда проникнуто чувством полноты, радости жизни.

Разнообразной становится также манера раскрытия сюжета. Колористика и общая композиция рисунка охватывают большой участок ткани, что определяет декоративность всей вещи.

Не будучи связан рамками идейного содержания темы, художник использует любые декоративные приемы, характерные для текстильного рисунка. Он создает, например, произвольную расстановку и масштабные соотношения фигур в композиции, подчиняясь только требованию ритмичности и гармонии в расположении элементов рисунка и цветовых пятен. Автор может допускать сочетание сюжетного изображения с отвлеченным орнаментом и даже непосредственное превращение изобразительных мотивов в чисто орнаментальные, условные формы.

Словом, сюжетный рисунок перестает быть самостоятельным изображением, он становится орнаментом, украшающим ткань, и таким образом органически связывается с предметом, который он украшает.

Богатые возможности современной колористики и техники воспроизведения рисунка на ткани, а также появление тканей новых по структуре и фактуре во многом способствовали развитию сюжетного рисунка в текстиле. Некоторые из новых произведений художников-текстильщиков рассмотрим подробнее.

«Березка» — рисунок на ситце Первой ситценабивной фабрики (авторы - художники М. Кобозева и К. Скворцова). Тема навеяна впечатлениями о знаменитом хореографическом ансамбле. Изображение танцующих среди берез девушек дано очень конкретно и точно, но оно нигде не переходит в станковую живопись. Здесь рисунок не мыслится в отрыве от материала, который он украшает, а разнообразная по тональности в различных колористических видах цветовая гамма рисунка делает его особенно декоративным.

«Улица в маленьком южном городе» — рисунок по хлопчатобумажному поплину комбината «Трехгорная мануфактура» (автор — художник С. Дубровская). Нарочитая наивность манеры изображения в сочетании с чистыми и яркими красками придает всей композиции какой-то особенно радостный характер.

«Ярмарка» — рисунок на крепдешине комбината «Красная Роза» (автор - художник С. Заславская). Изображение, данное в характере народного лубка, необыкновенно сочно и жизнерадостно по краскам, своеобразно по трактовке форм и композиции.

«Лето» — рисунок на шелковой ткани комбината «Красная Роза» (автор — художник А. Забелина). Пейзажный мотив решен художником очень живописно и декоративно, яркие пятна цвета придают всей ткани праздничное звучание.

«Новостройка» — рисунок по хлопчатобумажной ткани комбината «Трехгорная мануфактура» (автор – художник О.Немчинова). В композиции удачно сочетаются разнообразные по ширине горизонтальные цветовые полосы, колористика которых выдержана в очень изысканных и гармонично подобранных оттенках. На фоне этих полос дано легкое графическое изображение пейзажа. Цветные полосы пронизаны белыми силуэтами цветов и березок.

Известное развитие сюжетный рисунок мог бы получить на тканях для детей, но, к сожалению, до сих пор хорошие рисунки с детской тематикой встречаются редко. Относительно удачными работами этой серии являются «Рыболов» и «Море с корабликами», исполненные на ситце комбинатом «Tреxгорная мануфактура» по рисункам художников Д. Черток и Е. Черноглазкиной. В этих рисунках простое по силуэту и яркое по краскам изображение хорошо увязывается с таким же простым и красочным геометрическим орнаментом фона. Однако даже в этих рисунках размеры сюжетных изображений несколько велики для детской одежды.

К сожалению, все еще много рисунков с детской тематикой несоразмерно крупных, некрасивых и невыразительных по силуэту и колориту. Во многих рисунках сюжетное изображение не становится орнаментом, украшающим ткань, оно превращается в «картинку», претендующую на самостоятельное существование, независимое от ткани и от ее назначения. Такие рисунки, как правило, скучны по колориту, так как несколько дополнительных цветов, соединяясь в небольшом пятне рисунка, образуют общий серый тон.

Конечно, приведенные примеры далеко не исчерпывают всего разнообразия коллекций сюжетных рисунков, имеющихся на наших текстильных предприятиях. Но и этих примеров достаточно для того, чтобы получить пред­ставление о многообразии декоративно-изобразительных приемов, используемых в сюжетных рисунках. Такие рисунки несомненно вносят интересную свежую струю в орнаментацию тканей, и художникам следует сме­лее и серьезнее работать в этом направлении.

Однако рисунки с сюжетной тематикой очень легко и быстро запоминаются и поэтому ткани с такими рисунками нельзя выпускать чрезмерно большими тиражами. Даже самый интересный текстильный рисунок перестает нам нравиться, если мы видим его на многих людях в течение короткого промежутка времени. Более нейтральные узоры при повторной встрече запоминаются гораздо меньше и не бросаются в глаза, в то время как сюжетный рисунок непременно запомнится.

Однако эти причины, ограничивающие распространение сюжетного рисунка, отнюдь не уменьшают достоинства отдельных лучших образцов и не снижают его роли в развитии художественного оформления тканей.