Один из интереснейших продуктов художественного производства – статуэтки из фарфора. Они служат прекрасным отражением той эпохи, в которую были созданы. Все сферы общественной жизни – искусство, политика, идеология, философия, религия, быт, научная и производственная практика – неуловимо или явно присутствуют в образах и сюжетах, увековеченных в фарфоре. Ломоносовский (Ленинградский) фарфоровый завод (ЛФЗ) – достойный наследник Императорского фарфорового завода. Всемирной известностью обладают сервизы, особенно с уникальной кобальтовой сеткой, чайные пары, но и продукция ЛФЗ декоративно-прикладного жанра занимает в нынешнем фонде антиквариата далеко не последнее место.

Из традиции дореволюционной фарфоровой статуэтки было взято лучшее, а новая реальность добавила новые ценности, идеи и приемы. В советский период, помимо традиционных лирических и фольклорных тем, разрабатывалась идеологическая линия: темы народа-труженика, веры в торжество светлого будущего, вождей пролетариата, и, наконец, победы в Великой Отечественной войне. В создании этих образчиков искусства принимали участие многие виднейшие художники и творцы своего времени. Такие мастера, как Данько, Чехонин, Кобылецкая, Щекотихина-Потоцкая вложили свой вклад в явление, которое мы сейчас с полным правом называем агитационным фарфором.

Спрос на фарфор не утихал никогда, и порой купить ЛФЗ фарфор было почти невозможно. Любая хозяйка советского периода гордилась, если полочку в ее доме украшала именно такая статуэтка. А сегодня статуэтки из фарфора той эпохи являются уже не только эстетически-бытовой, но и исторической, антиквариатной ценностью. В семидесятых годах двадцатого века в статуэтках художники и скульпторы чаще стали изображать животных, это примеры довольно интересной анималистической пластики. В целом в то время скульпторы и художники обращают особое внимание на структурность материала, влияние материала на изобразительные свойства. Уходит в тень аляповатая народно-фольклорная красочность, вроде бы «легкомысленный жанр» статуэтки становится настоящим плацдармом для выражения серьезных художественных идей.

Интерес к фарфору производства ЛФЗ только возрастает, он украшает крупнейшие музеи мира и часто становится дипломатическим подарком на правительственном, дипломатическом уровне. Никак не обойти вниманием и фарфор Дулевского завода, основанного купцом первой гильдии Терентием Кузнецовым более 140 лет назад. Эта династия фабрикантов за три поколения (Дулевская фабрика основана в 1832 году, последний представитель династии изгнан с фабрики в 1917 году) смогла стать монополистом дореволюционного фарфорового рынка России. Дулевские фабрики, особенно благодаря стараниям Матвея Кузнецова, всегда ориентировались на актуальные запросы рынка, поэтому дулевский фарфор включает в себя множество видов продукции, рассчитанной на слои населения с кардинально разным уровнем доходов.

Предметы фарфора Гарднера часто являются воплощениями народной тематики, незатейливой на первый взгляд, но не лишенной художественного изящества, помноженного на отличное знание ремесла взаимодействия красок и секреты фарфорового производства. Фарфоровые статуэтки Гарднера безусловно интересны. Изображают они разные сферы жизни, как простых рабочих и крестьян, так и высшего сословия, в советское время тематика изменяется в общем русле культурного процесса. Чрезвычайно точно выписанные, они порой оживают под взглядом ценителя.

 © Любое использование текста и изображений с сайта www.dvaveka.ru без разрешения и упоминания является нарушением авторских прав!