Военно-историческая миниатюра

20 мая 2024

Военно-историческая миниатюра (сокращенно ВИМ) — это одно из тематических направлений декоративно-прикладного искусства и, соответственно, коллекционирования. Оно представляет собой фигурки и бюсты из самых разных материалов, выполненные в определенном масштабе в основной массе на военную тему, но сюда же относят некоторых гражданских, достаточно знаменитых личностей, связанных с подобными действиями. Эти изделия практически всегда редкие и весьма интересны не только с точки зрения искусства, но и истории.

Многообразный мир ВИМ

Начинается увлечение с детской игры в солдатики. Дальше начинает интересовать детализация костюмов и оружия, часто у таких фигурок детально проработаны лица и даже характерное их выражение. Классическими пропорциями в подобной миниатюре по разным источникам выступают:

  • 1:9 — 200 мм;
  • 1:16 — 120 мм;
  • 1:24 — 75 мм;
  • 1:30 — 54 мм.

Могут быть и иные соотношения. Каждый производитель волен выбирать свои стандарты. Благодаря широкой линейке размеров каждый коллекционер может, опираясь как на свои финансовые возможности, так и на наличие места на полке, гибко подходить к составлению своей домашней «выставки».

Конструкция бюстов

Тема достаточно широкая, поэтому остановимся на таком направлении как бюсты. Здесь может быть несколько вариантов.

1. «Минимальный» — практически одна голова, которая не дает возможности отнести образец точно к какому-либо историческому периоду времени, здесь скорее важна эмоциональная составляющая.

2. Классический — бюст по грудь без рук, образец которого пошел еще с времен античности.

3. Экономичный вариант — исключительно передний ракурс классического варианта.

4. «Максимальный» — изображение человека по пояс, что дает возможность увидеть уже намного больше информации: костюм, оружие и даже дополнительное снаряжение.

Последние варианты часто обыгрывают достаточно эстетично: танкист может выглядывать из люка, десантник выходить из воды, прикрывают низ бюста с использованием иных решений. Обычно персонаж изображают в спокойной позе, но есть направление такой скульптуры в динамике. Разумеется, наиболее интересны модели в антураже предполагаемых боевых действий.

Бюсты в ВИМ — это достаточно сложное направление, выступающее индикатором мастерства скульптора. Самые лучшие варианты трудно отличить от фото или портрета людей, выступивших их прообразами. Особенно сложно работать с крупными масштабами, здесь степень проработки деталей нужна доскональная, к примеру, особенности орденов и медалей, в противном случае экземпляр такого творчества вряд ли кого-то заинтересует.

Еще одной опасностью бюстов выступает просчет в анатомических пропорциях, часто «страдают» размер головы и шеи. Важно еще обратить внимание на полноценное отображение оружия, ценные антикварные экземпляры не могут иметь в руках обрубок клинка или автомата.

Военные фигурки

Что касается полноценных фигурок солдатиков, то первые подобные изображения известны еще со времен Древнего Египта. Вначале они имели ритуальное значение, их помещали в захоронениях, а изготавливались они из глины, камня, дерева и металла.

В Средних веках солдатики уже играют роль стратегических игрушек для правителей государства и их наследников. Игра в солдатики приобретает массовое распространение в семьях монархов, что связано с необходимостью ведения боевых действий, а солдатики помогали развивать стратегическое мышление. Разумеется, здесь использовали золото, серебро и драгоценные камни, то есть это уже были предметы ювелирного искусства, имеющие не просто историческую ценность.

В разряд коллекционных предметов солдатики попадают приблизительно с XIV века. Самые известные и крупные коллекции принадлежали когда-то императорам Максимилиану I, Людовику XIII, сыну Наполеона I, генералиссимусу Суворову, премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю, сказочнику Гансу Христиану Андерсену и многим другим известным историческим персонам. Все эти собрания до сих пор хранятся в музеях, их стоимость не подается оценке.

Самыми популярными материалами для изготовления ВИМ для простого народа являлось олово и свинец. Интересно, что центром производства солдатиков еще в 1578 году стал немецкий Нюрнберг, где выпускали плоских солдатиков, причем такие модели производят и в наши дни. Объемные металлические фигурки в серийном выпуске стали появляться только ближе к середине XVIII века.

Примерно в это же время на знаменитых Майсенской и Саксонской мануфактурах начинают выпуск фарфоровых солдатиков. В связи с нежностью материала они были мало пригодны для моделирования военных действий и по этой же причине до наших дней дошло весьма мало экземпляров. Фарфоровые воины воплощали конкретную эпоху, определенные рода войск, а еще зачастую создавались для участия в шахматных партиях в соответствующем образе.

В Российской империи оловянные солдатики пришлись по душе императорам. Петр I особо ценил фигурки артиллеристов, а Петр III, как известный ценитель военного дела, и вовсе собрал целую коллекцию, куда вошли подразделения из свинца, дерева, ваты и воска. Последний любил устраивать сражения между своими импровизированными армиями. Зная пристрастие Петра III, прусский Король Фридрих II распорядился создать для него в подарок целую фарфоровую армию, этот заказ получила Майсенская мануфактура. Собственное производство солдатиков в России началось только в конце XIX века.