У американки Кармэн Бриггс в коллекции почти 500 пишущих машинок

17 июля 2021

Кармэн Бриггс — обладательница обширной коллекции пишущих машинок. Более того: они с клавиатурами на разных языках (немецкий, испанский, французский, английский, русский), самых разных форм и размеров. Ее любимый аппарат — шведский Facit.

Когда Бриггс исполнилось пятнадцать лет, она решила, что хочет стать писательницей. Ее родители владели небольшим книжным магазином, держали в своем доме старую ручную пишущую машинку, ее она почему-то считала «учебной». А однажды Кармэн посмотрела документальный фильм «Пишущая машинка Калифорния» и была вдохновлена машинописным творчеством.

Бриггс создала сообщество коллекционеров старинных пишущих машинок в социальной сети Facebook, которое называется «Just My Type», где другие коллекционеры публикуют сообщения о пишущих машинках, которые недорого продаются в интернете, на гаражных распродажах, блошиных рынках. Также в этом сообществе появляются люди, которые даром отдают старые машинки коллекционерам. Кармэн также участник международного клуба «Коллекционеры старинных пишущих машинок». Она рассказывает, что многие люди, коллекционирующие эти предметы, являются продавцами старых машинок или мастерами.

Разумеется, что коллекционер хорошо знакома с историей пишущей машинки. Известно, что изобрел это устройство американец Кристофер Лэтэм Шоулз примерно в 1872-м году в Милуоки. Со временем в конструкцию было внесено немало изменений. Устройство получило патент, и в 1876-м году началось серийное производство на фабрике E. Remington & Sons в Нью-Йорке. К концу века было выпущено порядка миллиона единиц. Сегодня эти машинки — ценный антиквариат. Занимаясь коллекционированием, Бриггс научилась самостоятельно ремонтировать машинки. Все изделия в коллекции Кармэн в исправном состоянии, более того, каждое снабжено лентой. Удивительно, но ленты для пишущей машинки легко найти на Amazon.

В коллекции Кармэн есть действительно уникальные и очень редкие вещи. К примеру, пишущая машинка Scholes and Glidden 1889-го года, где впервые использована QWERTY-клавиатура. Модель Hermes 3000 была изготовлена в 1949-м году, у нее красивый дизайн и простой механизм, благодаря чему она оставалась самой популярной на протяжении следующего десятилетия. Машинка Hansen Writing Ball 1890-го года рождения имеет необычную конструкцию: клавиатура расположена на верхней крышке, такой моделью пользовался Ницше. Еще одна машинка Scholes and Glidden — первая электрическая 1929-го года выпуска.

Удивительно, но в коллекции американки можно увидеть советские аппараты. Кармэн говорит, что разработанные в СССР пишущие машинки интереснее, так как отличаются от западных по конструкции. Есть в коллекции Бриггс первая советская машинка 1922-го года под названием «Башкирия», ее собирали в детской исправительной колонии недалеко от Уфы. Чтобы работать на такой машинке, нужно было прилагать много усилий, сильно ударять по клавишам, из-за чего на пальцах появлялись мозоли. Печать тоже была низкого качества. «Башкирией» снабжали государственные конторы, писатели и ученые предпочитали работать на технике царских времен, даже несмотря на то, что там другой алфавит, к сожалению, таких машинок в коллекции Бриггс нет. Несмотря на все недостатки, «Башкирия» очень ценный экземпляр, настоящий антиквариат, который может стоить на аукционе до 20 тысяч долларов.

Есть в коллекции Кармэн одна из самых легендарных машинок второй половины двадцатых годов — Erica. Машинку выпускали в ГДР, но о ней, что удивительно, мечтали творческие люди даже из западной Германии. Аппарат славился высоким качеством печати, легким нажатием клавиш, понятной конструкцией, удобным футляром из натуральной кожи. Однако главным достоинством «Эрики» была портативность. Erica — доступное средство размножения текстов, на ней перепечатывались запрещенные в Восточной Германии книги. Кроме того, диссиденты могли хорошо прятать маленькую машинку дома, ведь каждый из них знал, что в любой момент может нагрянуть «Штази» с обыском. Производилась «Эрика» и с кириллической клавиатурой для СССР, на ней тоже перепечатывали запрещенную литературу. В 1978-м году в СССР наладили производство машинки «Москва» — советский аналог «Эрики», но это была существенно ухудшенная версия. Не могло советское производство на равных конкурировать с немецким, даже с коммунистическим восточным.