Творчество советского фарфориста Тамары Федоровой

21 мая 2023

Скульптор Тамара Андриановна Федорова всю свою жизнь посвятила созданию фарфоровых изделий, и помимо типичных для советской эпохи скульптур на темы счастливого детства и дружбы народов она также была автором оригинальной композиции «Золушка», которая состояла из четырех основных сцен: Принца, Золушки, Примерки туфельки и Мачехи с сестрами. Несмотря на то, что в 1960-е годы было выпущено немалое число таких наборов, полный сегодня — большая редкость, и те коллекционеры, которым посчастливилось найти его, готовы заплатить за находку до 250 000 рублей.

Художница также прославилась такими работами, как «Пионерка со скрипкой» 1956-го года, «Юный футболист» 1950-го года, «Туркмен с пиалой» 1962-го года, «Чаепитие» 1956-го года. Все эти работы очень высоко ценятся в наши дни среди коллекционеров и стоят немалых денег. Однако случилось так, что о жизни Тамары Андриановны Федоровой известно совсем мало. Есть только сухие и официальные данные: член Союза художников, скульптор, работала на ведущих предприятиях фарфоровой промышленности — Ленинградском заводе фарфоровых изделий (ЛЗФИ) и заводе «Красный фарфорист» в Чудово. Ее работы пользуются большим спросом у коллекционеров потому, что выполнены в лучших традициях соцреализма. Например, «Березка» 1953-го оказалась настолько популярной, что завод «Красный фарфорист» выпустил новый тираж снова в 1998-м году.

Работы художницы можно называть повествовательными, ведь миниатюры раскрывают тему беззаботного детства. В них рассказывается об обычных проявлениях — спорт, музыка, школа. В творениях Федоровой часто акцент сделан на том, как хорошо живется детям в советской стране. Работать художница начала еще в 1930-е годы, кроме того, известно, что она продолжала создавать эскизы в тяжелые годы блокады Ленинграда. А вот где она училась, кто были ее учителя, так и осталось тайной. Между тем, коллекция Нижнетагильского музея искусств знает Тамару Федорову не только как автора мелких скульптур, но и станкового портрета двух школьниц в композиции «Пусть всегда будет солнце».

Популярнейшая песня, которая покорила мир на фестивале в Сопоте, «Пусть всегда будет солнце», впервые прозвучала на радио в июне 1962-го года. В основу жизнеутверждающей песни заложено четверостишье маленького мальчика Кости Баранникова, которое было придумано в 1928-м году. Вот такой длинный путь пришлось пройти этой песне. Успех был ошеломляющим, она стала известной во многих странах мира. Призыв к самому сокровенному — «Пусть будет жизнь!» — нашел отклик и в творчестве многих советских художников. Первым за работу взялся художник Николай Чухонин, который на основе четверостишья создал плакат. Потом многие другие мастера той эпохи начали создавать свои произведения на тему счастливого детства. Этой теме посвятила свою работу из фарфора и Федорова. Однако до наших дней сохранился всего один экземпляр, который можно увидеть в Нижнетагильском музее. Возможно, что фарфоровая композиция спрятана у кого-то в частной коллекции. Неизвестно, каким был тираж и даже год выпуска, можно предположить, что где-то между 1962-м и 1968-м годами.

Две девочки, которые слились в песенном призыве, передают черты детской наивности и чувство ответственности одновременно. Скульптуры выполнены из шамота и получили легкую окраску в пастельных тонах. Кисть Федоровой совсем легко расцветила бантики одной девочки и добавила веснушек второй, благодаря кропотливой работе обозначились воротнички. При этом прекрасно видны характеры обеих школьниц, первая — старательная отличница, а вторая — веселая озорница, которая на время исполнения песни немного повзрослела.

Работы в нашем магазине: