Свет и цвет: понятие и история витража

26 сентября 2021

Слово «витраж» пришло от французского «vitre» — окно. Этот пример монументального искусства располагается, как правило, в оконных проемах и представляет композицию из разноцветных стеклянных элементов. Лучи света, проникающие через такие окна, окрашиваются в соответствующий цвет, создавая при этом невероятную атмосферу в помещении. Недаром витражи широко применяются в архитектурной составляющей храмов по всему миру.

Какими бывают витражи

Существуют различные техники для создания стеклянной композиции.

  • Классические. Этот тип изготавливается по готовым шаблонам путем спайки деталей друг с другом. Каждая деталь представляет собой стеклянный элемент, обрамленный цветным металлом.
  • Спечные. Отличны от классических тем, что при составлении узора из элементов стекла не используют металлическое обрамление каждого кусочка. Стекло соединяется в печи и создает общую композицию.
  • Расписные. При создании расписных витражей художники наносят изображение на цельное стекло специальными красками и, после обработки защитным раствором, отправляют в печь для обжига.
  • Пескоструйные. Приверженцы этой техники используют абразивные материалы для нанесения на поверхность стекла матового рисунка.
  • Травленые. Мастера придают матовость рисунку с помощью особых веществ, воздействующих на поверхность стекла.
  • Литые. Элементы отливаются или выдуваются отдельно, затем их объединяют в одну картинку. Для соединения используют арматуру или строительный цемент.
  • Комбинированные. Подразумевают комбинации нескольких техник в создании одного изделия.

Композиция на стекле бывает самая разная. Что она изображает, зависит от цели создания витража и помещения, для которого она предназначена. Тип изображения разделяет этот предмет искусства на сюжетный, орнаментный и комбинированный. В храмах, как правило, используются сюжетные и комбинированные стекла. Орнаментный тип характерен для светских помещений.

Вехи истории

Существуют источники, свидетельствующие о наличии витражей в оконных проемах константинопольской Софии, датированные 330 годом. Использование цветных стекол и профиля из свинца упомянуто в разных хрониках Европы VI века. До наших дней сумели сохраниться витражи Аугсбургского Собора. Они датируются 1065 годом и являются старейшими среди дошедших до нас.

В то время как христианские средневековые изображения на стеклах иллюстрировали библейские сюжеты и деяния апостолов, витраж для мусульманских мечетей отличался узорами и орнаментом в композиции. Это объясняется запретом в исламе на изображение животных и людей.

В эпоху Возрождения на смену водянистым краскам пришли маслянистые и темперные. Свой отпечаток в регионах Западной Европы на искусстве витража оставила Реформация. Многие из них намеренно разбивались, в оконные проемы храмов устанавливались обычные стекла. Техники создания витражей были надолго утрачены.

Лишь в начале 1880-х годов интерес к данному виду монументального искусства был возобновлен. В этот период гениальный американский художник Луис Комфорт Тиффани, стал увлекаться изделиями из стекла и даже смог изобрести фирменную технику. Стеклянные элементы соединялись теперь не свинцовыми пластинами, а тонкими медными полосками. Для скрепления полосок со стеклом Луис Тиффани использовал воск, а для спайки готовых элементов — олово. Такая техника расширила возможности витражного искусства. В антикварных магазинах до сих пор можно встретить роскошные лампы, стеклянные абажуры которых выполнены именно таким способом.

Начиная с XX века технологии изготовления витражей продолжают совершенствоваться, а применение — расширяться. Однако особенную ценность для коллекционеров сегодня представляют подлинные антикварные витражи, стоимость которых может достигать нескольких тысяч долларов.

Теги: стекло