Сварог (Корочкин) Василий Семёнович

30 июля 2022

Василий Сварог считается основоположником иллюстраций газетного жанра советских времен. Его произведения искусства всегда были выполнены идеально, как настоящий профессионал он не терпел халтуры и постоянно развивал свои способности. Стиль работ этого художника ближе всего к Илье Репину, но это не подражание, а влияние учителей, которые привили ему реалистичный стиль и самоотверженную любовь к искусству.

Происхождение художника

Василий Семенович Корочкин родился в 1883 году в обычной крестьянской семье. Рано оставшись без отца, он жил с матерью и сестрами в небольшом городке, расположенном в Новгородской губернии. В шесть лет его отдали в церковно-приходское училище, где и заметили его редкий талант к рисованию и именно его первым учителем ему была заложена любовь к акварельным краскам. Местные жители, видя способности мальчика, решили его поддержать и организовали сбор средств на получение образования в столице. По тем временам 100 рублей были большие деньги и их смогли найти.

Творческий путь

В 13 лет Василий поступил в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Учился он старательно, жил у тетки, которая работала кухаркой у знатного человека. Именно во времена учебы Корочкин взял себе псевдоним по имени языческого бога — Сварог.

Среди его учителей были известные художники того времени, которые помогли в 1900 году с отличием окончить учебу. Первыми самостоятельными работами стали сцены из жизни крестьян и пейзажи. После чего он увлекается иллюстрацией, в результате чего в дореволюционное время создаёт множество плакатов сатирического содержания. Его работы публикуют петербургские журналы «Солнце России», «Живописное обозрение» и многие другие. За высокий уровень своих работ он даже удостоился награды на конкурсе, организованном издательством «Солнце России», проведенном в 1911 году.

В 1915 году молодой живописец познакомился с Ильёй Ефимовичем Репиным и с его сыном Юрием. Длительные близкие отношения с этой семьёй оказали значительное влияние на стиль его картин. Все работы того периода, в том числе портрет Юрия Репина, размещены в музее Академии художеств. В то же время сам Илья Репин написал портрет друга с гитарой в руках, а фоном ему служит другой музыкальный инструмент — рояль, что символизировало вторую сторону таланта художника к пению и музыке.

С 1916 году Сварог становится членом Товарищества передвижных художественных выставок и неоднократно удостаивается наград на их выставках, одновременно представляя свои произведения и на других экспозициях. А революция неожиданно перекинула его в совершенно новый для него лагерь авангардистов. С огромным воодушевлением восприняв перемены, он активно включается в новую жизнь: участвует в украшении Петрограда к годовщине революции, пишет портреты ее вождей, но в 1919 году, устав от активной деятельности, уезжает в свой родной город. Здесь он развивает художественную самодеятельность, создаёт кружки для детей для обучения пению и художественному искусству. Организовав Народный дом, он даже сформировал оперную труппу.

В Петроград он возвращается только в 1922 году. Здесь он возобновляет работу по созданию плакатов и активно работает иллюстратором для крупнейших советских газет, таких как «Правда», «Известия» и некоторых других изданий. Одновременно с 1924 года он работает в Рисовальной школе и вступает в ряды Ассоциации художников революционной России (АХРР), пропагандировавших простоту и реалистичность живописи, доступную обычному человеку из народа с яркой политической идеологией. Сам Сварог называет свой новый стиль «политической композицией». На его полотнах портреты известных деятелей, великие стройки молодого государства и другие сцены политической жизни.

Василий Сварог был в приятельских отношениях с Сергеем Есениным и именно его руке принадлежит посмертный рисунок карандашом, который опубликован в 1990 году в журнале «Наше наследие». Оригинал зарисовки размещен в Московском государственном музее С. А. Есенина.

Во времена перед ВОВ живописец был назначен руководителем Студии военных художников, перед которой стаяла цель воспитания воинов армии СССР в героическом духе. В результате появилась серия военных сюжетов. В то же время «для души» художник создавал пейзажи, бытовые композиции и натюрморты, которые прятал даже от друзей, тогда как для публикации создавал вдохновляющие военные плакаты и живописные полотна. Уехав в эвакуацию в Тбилиси, он даже успел поучаствовать в выставках.

К сожалению, несчастный случай в конце 1942 года навсегда вывел его из строя. Возвратившись в столицу из эмиграции и переходя железнодорожные рельсы, он споткнулся и, падая, сильно ударился головой, от этой травмы он не оправился до самой смерти. Художник умер 31 декабря 1946 года, местом его упокоения стало Новодевичье кладбище. Но его наследие до сих пор живёт и представлено в крупнейших выставочных залах Российской Федерации и других стран: Третьяковской галерее, Историческом и Русском музеях, а также хранятся в частных коллекциях.