Статуэтки-миниатюры: зарождение и существование моды на декор
Скульптура в своем миниатюрном виде существует достаточно длительное время. Направление...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Скульптура в своем миниатюрном виде существует достаточно длительное время. Направление...
Футбол — это отдельный мир со своей историей, в которой было немало курьезов и интересных...
Не только у людей есть день рождения, оказывается такой день отмечают и для кофемолки 3 апреля....
Существует в живописи такое понятие, как «сталиниана». Частично оно относится также к кинематографу, музыке и поэзии. Это направление в искусстве посвящено Иосифу Сталину, в первую очередь для формирования культа личности. Изо всех советских лидеров именно Сталину посвятили наибольшее число изображений, в период его правления они встречались почти везде.
Некоторые историки и культурологи полагают, что корнями сталиниана уходит в дохристианское прошлое. В пример приводятся дошедшие до нашего времени образы древних греков и римлян как инструмент формирования определенной картины мира и идеологии. Однако спустя века именно христианство продемонстрировало силу воздействия на простого человека живописи и скульптуры. Советские художники, сформировавшие сталиниану, всегда писали портреты вождя в образе позитивного человека, уверенного и мудрого политика. Задачей художников было внушить массе уверенность в завтрашнем дне, которую мог обеспечить только Иосиф Сталин. При этом никто даже не думал переносить на полотно настоящий образ товарища Джугашвили.
Советский композитор Дмитрий Шостакович, который общался со многими художниками, вспоминал, что Сталин очень придирчиво относился к своим изображениям. Его поведение он сравнивал с восточной притчей. «Один хан вызвал к себе художника написать портрет, но загвоздка была в том, что хан-то был хромой и кривой на один глаз. Художник, который изобразил хана таким, был немедленно казнен. Эта участь ждала второго и третьего живописцев. И только четвертый оказался хитрее. Он изобразил хана на охоте, стрелявшего по оленю из лука. Кривой глаз был прищурен, будто хан целится, а хромую ногу правитель якобы поставил на пень. Художник не только выжил, но и получил хорошее вознаграждение.
Сталин хотел быть на картинах высоким, уверенным и красивым. Всех перехитрил художник Дмитрий Налбандян. На его портрете вождь, сложив руки в районе живота, идет прямо на зрителя. При этом ракурс Налбандян взял снизу, а благодаря такому ходу высоким кажется даже лилипут. Так изобразить Сталина посоветовал художнику поэт Владимир Маяковский, который сказал ему, что надо смотреть на модель, как утка на балкон. Сталин остался очень доволен. Репродукции портрета Дмитрия Налбандяна висели во всех учреждениях страны.
Высоко ценились работы многих других художников, которые быстрее других поняли, каким должен быть вождь на полотне. Одна из ранних — плакат «Трубка Сталина, вредитель, нэпач, кулак» Вадима Денисова, где вождь с дымящейся трубкой закладывает основу множества последующих подходов к образу вождя. Нельзя не вспомнить плакат Бориса Ефимова, на котором вождь изображен за штурвалом корабля под названием СССР. Написанный в 1933-м году плакат был посвящен выполнению первой пятилетки. В том же 1933 году Георгий Рублев написал свой знаменитый «Портрет Сталина в кресле». Особенность полотна состояла в том, что Рублев был художником-реалистом, но портрет он написал в наивном стиле, поэтому изображению присущи простые линии, будто рисовал ребенок. Кстати, мир увидел эту работу только 1975-м году. Сталин на портрете изображен, будто он сказочный персонаж, парящий в плетеном кресле, окруженный бесконечным пространством алого цвета. Лежащая у ног собака — образ покоя. При этом Сталина не отрывает от сказочной реальности даже газета «Правда» в руках.
Именно со второй половины 1930-х годов портретная сталиниана становится настоящей политической программой. Если до этого везде мелькали портреты Ленина, все круто изменилось после появления работы живописца Александра Герасимова. Его портрет «Выступление на ХVI съезде партии» 1935-го года стал базовым для тиражирования. И речь идет не только о типографской печати, но и о тысячах репродукций. Второй работой художника оказался не менее известный парадный «Портрет Иосифа Сталина» 1939-го года, где вождь изображен в кителе с орденами, уверенно смотрящий куда-то в левую сторону. Отдельного упоминания заслуживает его гигантское полотно «Сталин и Ворошилов в Кремле» 1938-го года. Здесь вождь и Ворошилов изображены в полный рост, прогуливающимися по территории Кремля. Чтобы Сталин казался на полотне выше, художник смотрит на деятелей слева направо. Так вождь изображен ближе, поэтому выше Ворошилова.
В стороне стоит «Портрет Сталина» 1937-го года работы Павла Филонова. Он был написан по государственному заказу, его приняли, вождь был изображен по всем правильным канонам, но общее изображение по своей стилистике не соответствовало эпохе тридцатых годов. Сегодня увидеть эту картину можно в Русском музее. Из картин военных лет стоит отметить портрет Александра Лактионова «Речь товарища Сталина 7 ноября 1941 года», где вождь стоит в военной шинели на трибуне мавзолея. Из работ того времени также можно отметить полотно Константина Финогенова «Иосиф Сталин на оборонительных рубежах», за которую художник был удостоен сталинской премии.
Сталиниана достигает своего пика в послевоенные годы, многие работы пишутся с императорским величием, ведь теперь Сталин не просто вождь, он победитель и отец народов. Самой знаменитой стала работа Федора Шурпина «Утро нашей Родины» 1948-го года, где вождь в белом кителе стоит на фоне весеннего поля, а сзади кипит работа. Обращает на себя внимание также работа Бориса Шаляпина, сына великого певца, который является автором портрета для обложки журнала «Таймс» в 1950-м году. Здесь от облика Иосифа Сталина исходят и мощь, и сила, и «стальная» воля.
Разумеется, что сталиниана — это еще и памятники, но им повезло меньше, чем картинам. Уже в конце 1950-х годов, после разоблачения культа Сталина, памятники стали сносить по всей стране. В ту эпоху также были написаны тысячи литературных произведений, восхваляющих вождя. На политическую агитацию в полную мощь работал кинематограф, при его жизни сняли почти три десятка художественных лент, в которых он был киногероем и главным персонажем сюжета.