Скульптор-монументалист Матвей Манизер

13 октября 2023

Этот человек известен как автор скульптур на московской станции метро «Площадь Революции». Солдат-революционер с револьвером, бдительный пограничник с собакой, матрос и многие другие — все это символы Москвы. Скульптор-монументалист Матвей Манизер оставил будущим поколениям сотни прекрасных работ.

Творчество Манизера — это четкость, завершенность, определенность объемов. За свой вклад в искусство он получил звание народного художника СССР и стал лауреатом трех Сталинских премий.

На самом деле Манизер — это целая династия художников и скульпторов, но что интересно, вступительные экзамены в академию художеств он провалил. Зато Манизер поступил на астрономический факультет Петербургского университета, а потом стал серьезно изучать математику. Одновременно с этим будущий скульптор также окончил консерваторию по классу виолончели. И даже став признанным мастером, продолжал играть, причем, на профессиональных выступлениях. Несмотря на происхождение, семье удалось пережить Октябрьскую революцию, Гражданскую войну и тяжелое время репрессий. Мало того, в 1918-м году 26-летнего Манизера назначили заведующим Агитскульптурной мастерской Политуправления Московского военного округа.

Матвей Манизер является автором огромного числа установленных в стране памятников различным деятелям и не только политическим, но и спортсменам, военным и простым людям. Первый бронзовый памятник Володарскому до сих пор стоит в Петербурге. Памятник Чапаеву установлен в Куйбышеве, Ленину — на центральной площади в Ульяновске, Шевченко — в Харькове. Работы Манизера до сих пор восхищают строгостью линий, правдивостью образов, реалистичностью и отсутствием помпезности. В двадцать первом веке его работы называют «сакральными и чудотворными».

Самая грандиозная работа скульптора — это оформление станции метро «Площадь Революции», которую можно назвать настоящим музеем под землей. Ансамбль состоит из 76 бронзовых фигур: рабочие, солдаты, матросы, колхозники, студенты, комсомольцы, пионеры, пограничник с собакой и десятки других персонажей. При этом все фигуры расставлены в хронологическом порядке от Октябрьской революции до 1937-го года. В марте 1938-го года открыли станцию, а со временем у пассажиров появились свои ритуалы: на удачу погладить нос пограничной собаки или ногу студентки. Главное, что Иосиф Сталин остался доволен грандиозной работой.

Заказ подготовить бронзовые фигуры сначала поступил архитектору Алексею Душкину, который до этого оформил другие станции: «Кропоткинскую», «Маяковскую» и «Новослободскую». Душкин не успевал, поэтому летом 1936-го года к работе экстренно подключили Манизера, который к тому времени уже был достаточно известным скульптором. Ему предложили создать ряд скульптур, объединенных темой революции, Гражданской войны и счастливого сегодня. В своей мастерской скульптор из досок делал уменьшенные копии сводчатых арок станции и вписывал в них фигуры.

В наше время есть много легенд насчет того, кто был прототипом тех фигур, кто позировал скульптору. Что интересно, регулярно появлялись люди, которые утверждали, что прототипами были якобы они. Между тем несколько статуй — это действительно реальные люди. Моряк-сигнальщик — это советский военачальник и контр-адмирал Олимпий Рудаков. Матрос-революционер с наганом — кадет Ленинградского Краснознаменного высшего военно-морского училища Алексей Никитенко. Манизер сам пришел в учебное заведение, чтобы найти фактурного юношу. Молодой человек, перемотанный пулеметной лентой и с наганом, на протяжении нескольких месяцев каждый день приходил позировать в мастерскую. Впоследствии оказалось, что Манизер запечатлел будущего героя советско-японской войны. Студента-мечтателя Манизер срисовал с преподавателя института физической культуры Аркадия Гидрата.

Во время войны некоторые бронзовые фигуры пострадали, но не от немцев, а от своих. Тогда метро использовали, как бомбоубежище, и в состоянии хаоса никто не заметил, как вандалы отрезали наган, гранату и многие другие детали. После войны скульптору пришлось реставрировать скульптуры. Есть легенда, что с началом войны экспонаты станции вывезли в Среднюю Азию, но это неправда, скульптуры литые, и отодрать их от постаментов невозможно. С другой стороны, эта легенда работает на славу скульптора, мол, посмотрите, как высоко ценятся фигуры. Работами Матвея Манизера украшены и другие станции метро. Скульптурной композицией «Белорусские партизаны» украшен переход между станциями «Белорусская» и «Замоскворецкая». Еще одной скульптурной композицией «Партизаны» декорирована станция «Партизанская».

Матвей Манизер также прославился серий работ на физкультурную тематику. Как известно, в 1930-е годы тема спорта и физкультуры активно пропагандировалась в СССР. Самая грандиозная работа скульптора на эту тему — «Дискобол». Скульптуру установили на центральной аллее ленинградского ЦПКиО. Это сурового вида мужчина высотой 245 сантиметров с метательным снарядом в мускулистых руках. «От Дискобола исходит угроза: мускулы вздулись, диск мужчина держит двумя руками, словно топор, энергия превращена в смертоносный бросок. Эта скульптура даже не о физкультуре. Получилась манифестация силы, устрашающей советской и тоталитарной мощи», — писал искусствовед Михаил Золотоносов.

Скульптора очень увлекала тематика «Советской телесности», и вторая его знаменитая работа — «Физкультурница». Обнаженная спортсменка показывает крепкий бицепс, ее уверенная поза говорит о том, что спустя мгновение начнется соревнование, и она, как пружина, прямо сейчас выстрелит новым рекордом. В этой серии также активно принимала участие его жена Елена Янсон-Манизер, тоже знаменитый советский скульптор.

Еще в годы войны Манизер задумал серию скульптур «В стране радости и счастья». В автобиографической книге скульптор писал, что этими работами хотел передать чувства любящих мужчины и женщины, общность их жизненного пути и радость долгожданной победы. Одну из фигур Манизер отлил в бронзе к выставке 1945-го года. В своей книге он писал: «Хорошо помню недоумение у многих и гробовое молчание. Как я ни старался узнать, в чем же было странное молчание, в чем я ошибся, никто не мог мне сказать ничего толкового. Не в обнаженности же фигур была причина неуспеха, хотя пуритане, осуждавшие это, тоже нашлись! Но ведь до этого уже была «Физкультурница»! Только позже я пришел к правильному объяснению. В этой работе отсутствовал тот самый социалистический реализм. Если бы гости выставки увидели именно советских юношу и девушку в реальной обстановке, эта работа воспринималась бы совсем иначе».

В своей монументальной скульптуре Матвей Манизер не только отражал время, он был участником исторических событий. Так, рано утром 5 марта 1953 года в московской квартире скульптора раздался звонок, и незнакомый голос сообщил: «Надо снять маску», но с кого, не уточнили. Через несколько минут у дома стояла машина, и Матвей Манизер уехал снимать маску с Иосифа Сталина, о смерти которого страна узнала через несколько часов. Последней большой работой Матвея Манизера стала многофигурная композиция «Борьба за мир». Скончался выдающийся скульптор 20 декабря 1966 года.

Работы в нашем магазине