Чернильница и чернила — незаменимые атрибуты для письма с древних времен
Современные люди практически исключили чернильницы из своей жизни, однако не так давно они были...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Современные люди практически исключили чернильницы из своей жизни, однако не так давно они были...
Когда вы знаете интересы человека, подобрать подарок становится намного проще. Для любителей...
Одним из самых известных скульпторов-анималистов XIX века является француз Пьер-Жюль Мэн....
Во все века головной убор был не только защитой от погодных условий (холода, жары, ветра и прочих), но и был свидетельством социального статуса его владельца. Раньше по головному убору можно было узнать много интересного о человеке: место происхождения, возраст, а иногда и семейное положение.
Старинный национальный головной убор
Основой большинства многочисленных головных уборов был колпак. Он изготавливался из ткани на лето и из меха или валяной шерсти на зиму. Низ украшали по своим доходам. Обеспеченный и знатный человек носил колпак, отороченный мехом, украшенный драгоценными камнями и драгоценными металлами. При дворе Великого князя было принято оформлять свои головные уборы в стиле правителя. Со временем остроконечные колпаки приобрели полусферическую форму и одним из самых типичных экземпляров, дошедших до наших дней, является Шапка Мономаха.
Первое письменное упоминание шапки было найдено в записях XIII века, которые свидетельствуют о передаче на хранение. Со временем головной убор стал обязательной частью мужского костюма, несмотря на время года. Именно с тех пор пошло выражение «ломать шапку», так как перед высокопоставленной особой бедный человек должен был ее снять, а когда что-то просили, то кланялись и сжимали шапку в руках. Чем обеспеченнее был человек, тем шире был меховой околыш (окантовка), а тулья (верхняя, покрывающая голову, часть) изготавливалась из дорогих материй: атласа, плиса, бархата.
На окантовку, бывало, цепляли драгоценную запону. Тулья также отражала статус: чем выше шапка, тем знатнее боярин. Отсюда пошло другое знакомое всем выражение: «По Сеньке и шапка». По этой причине дома шапка хранилась на специальном приспособлении «болванце», чтобы не помять ценный предмет. А вот в гостях и даже при дворе для знати снимать шапку в помещении было не принято.
В XV веке вошёл в моду парадный головной убор, называемый горлатной шапкой. Она называлась так, потому что изготавливалась из красивейшей части меха с горла животного. Популярен был мех соболя, чернобурки и куницы. К верху шапка расширялась. Высота таких шапок была около 50 см. По верху горлатной шапки пропускали золотой шнур с кистью. Шапку не надевали на непокрытую голову, сначала шла тафья, потом колпак, а потом уже драгоценный головной убор.
Шапки с восточными корнями
Был у мужчин головной убор, который не всегда выставляли напоказ, одевая под колпак. Его называли туфейка, тафья, тафейка или скуфья. А представлял собой небольшую плоскую шапочку, ведущую свой род от тюбетейки. Она расшивалась золотом, жемчугом и драгоценными камнями, на крайний случай бисером. Ее носили дома, а по древним картинам и летописям можно судить, что надевали и в люди. В частности, Иван Грозный носил туфейку даже в храме, несмотря на возражения митрополита.
Головной убор Деда Мороза, как это не удивительно, тоже пришел с востока. У него на голове мурмолка. По сути, представляющая собой тот же колпак с меховой окантовкой, которая пристегивалась к верхней части петлями и пуговицами. Имела стеганую подкладку, а верх обшивали узорной рабочей или шелком. Со временем отворот просто стали пришивать. В XVII веке это был любимый головной убор бояр. Так он и попал в сказку, главная героиня должна была понять, что перед ней хозяин леса.