Самые знаменитые фальсификаторы шедевров искусства, сумевшие обмануть весь мир

13 февраля 2023

Не секрет, что изобразительное искусство — это прибыльный бизнес, приносящий доход в миллионы долларов. Здесь все в доле: дилер, аукционный дом, художник, если он жив, а также покупатель, получивший желанную картину. В этой цепочке, кроме последнего звена, никто не хочет, чтобы кто-кто знал, что продается фальсификат. А цифры экспертов удивляют: они считают, что сейчас продается порядка половины подделок, в музейных коллекциях каждая пятая картина не оригинальна.

Пару лет назад один французский музей узнал, что 83 работы Этьена Террюса из 139 — подделки. Фальсификат обнаружил очень зоркий и разбирающийся в искусстве посетитель галереи. Он увидел на одной картине Террюса здание, построенное после его смерти.

Микеланджело

Мало кто знает, что один из самых знаменитых в истории человечества скульпторов и художников начал карьеру с фальсификации. Микеланджело сделал несколько статуй (среди которых «Спящий Купидон»), когда работал на Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи. Тот попросил молодого скульптора сделать так, будто скульптура пролежала в земле несколько веков, чтобы продать ее, как антиквариат. Микеланджело выполнил работу, и они вместе заработали хорошие деньги. Оба тогда даже подумать не могли о том, что когда-то эта подделка будет стоить в разы дороже оригинала.

Подделку продали кардиналу Раффаэлю Риарио, который что-то заподозрил и обратился к своим специалистам, а те подтвердили, что «Спящий Купидон» состарен искусственно. Раффаэль Риарио не потребовал возврата денег, напротив, его поразил талант скульптора, и он позвал его в Рим, чтобы устроить на работу в Ватикане. Вот только талантливым итальянцем тогда уже интересовался английский король Карл I, который пригласил его на работу к себе.

Рейнхольд Вастерс

Знаменитый немецкий ювелир 19 века также имел славу фальсификатора. Подделки Вастерса оказались во многих частных коллекциях, он также часто занимал призовые места на ведущих выставках, в том числе на Большой Лондонской в 1851 году. В основном Мастер специализировался на изделиях христианской тематики из драгоценных металлов. Есть версия, что делал он это из-за нужды, так как был многодетным отцом-одиночкой.

Вычислить подделки удалось только в 1984 году. Специалисты музея Метрополитен нашли полсотни подделок Вастерса. После этого начались проверки в других музеях. Так, музей Уолтерса, купивший за огромную сумму сосуд в форме морского монстра, якобы созданный Алессандро Мизерони, узнал, что покупка не что иное как подделка Вастерса. Реплики творений гениального фальсификатора находят до сих пор.

Элмир де Хори

Венгерский художник после Второй мировой войны уехал в Соединенные Штаты и выдал себя за изгнанного аристократа, пережившего немецкие концлагеря. Аристократом де Хори не был, в лагерях не бывал, а вот выдумщиком был превосходным. В Америке он начал продавать ценности из семейной коллекции, якобы из-за нужды. Аферист из Венгрии продал богатым американцам более тысячи подделок. А началось все еще до войны, когда, будучи художником-любителем, он выставил на продажу одну из своих работ, а потенциальная покупательница решила, что это рисунок Пикассо. Так началась его карьера.

Начал венгр, конечно, с подделок Пикассо. Потом в дело пошел Матисс, Модильяни, Ренуар. Карьера «обнищавшего аристократа» бесславно закончилась, когда он начал сотрудничать с дилером Фернаном Легро, который не осторожничал и продал 58 подделок одному магнату из Техаса. Де Хори приказали экстрадировать на родину, где бы он обязательно получил серьезный срок. Махинатор покончил жизнь самоубийством в 1976 году. Между тем, работы Элмира де Хори продаются сегодня на ведущих мировых аукционах за огромные деньги. Мало того: появились фальсификаторы, которые делают подделки подделок де Хори!

Роберт Дриссен

А этот фальсификатор начал свою художественную карьеру, продавая произведения искусства туристам в Голландии. Позже Роберт Дриссон переключился на живопись «в стиле других художников», а спустя пару лет перешел на откровенные подделки. Голландец стал особенно известен подделками Альберто Джакометти, чьи работы уходят с молотка за миллионы американских долларов. Мошенник стал невероятно богатым, заработав баснословные суммы на своих работах. Роберт Дриссен переехал в Таиланд в 2004 году после того, как немецкие правоохранительные органы выдали ордер на его арест. По оценкам экспертов, в обращении сейчас находится порядка полутра тысяч подделок Дриссена, большинство из которых так и не обнаружили.

Том Китинг

О нем говорили как о самом «раскрутившимся» фальсификаторе двадцатого века. Китинг подделывал полотна Сэмюэла Палмера и картины маслом других старинных мастеров. Китинг никак не смог прославиться своими работами, поэтому посчитал, что система музеев прогнила, а дельцы-перекупщики думают только о наживе. По его мнению, подделки нужны были, как воздух, так как «восстанавливали баланс». Китинг настолько был зол на систему, что писал на чистом холсте белым свинцом грубые комментарии, а потом сверху рисовал. Если посветить на картину рентгеновским лучом, можно увидеть словечки Китинга, адресованные перекупщикам и некоторым художникам двадцатого века. Более того: чтобы выставить всех дураками и людьми, которые ничего не понимают в искусстве, он намеренно допускал ошибки в своих подделках и использовал краски, не соответствующие определенному периоду.

Одну из подделок он даже написал зеркальным отражением. Том Китинг оказался прав: жадные любители легких денег на замечали этих нюансов. И Китинг создал более двух тысяч подделок в стиле сотни разных художников. Однако 1977 году его арестовали, случилось это, когда тринадцать акварелей Сэмюэла Палмера вызвали подозрения. Однако суд над Китингом был остановлен из-за его тяжелой болезни. Мастер стал знаменитым при жизни, его приглашали на телевидение, а прежде, чем скончаться в 1984 году, он написал автобиографическую книгу.

Ив Шодрон

Гений из Франции решил не заниматься мелочами, а написать семь подделок «Моны Лизы». Сделано это было для того, чтобы украсть оригинальный шедевр да Винчи со стены Лувра, а копии продать и запутать следствие. План был блестящим: обманутый покупатель не пожаловался бы в полицию, что он купил подделанную «Мона Лизу». В 1911 году оригинал украли, но через два года его нашли. Покупатели подделанной Моны Лизы, так и остались неизвестными. Впрочем, ходят слухи, что настоящую картину так и не нашли, а в Лувре висит одна из подделок Ив Шодрона.

Эли Сахай

А это история не о художнике-фальсификаторе, а о гениальном аферисте. Эли Сахай нанял нескольких живописцев, чтобы те создавали для него подделки дорогих художников. Сахай совершенно законно приобрел подлинные произведения искусства, ведь он владел собственной галереей, где были Ренуар, Гоген, Пикассо и другие. Именно картины из его галереи и подделывали нанятые им художники. Полотна он успешно продавал на аукционах. Никто ничего не подозревал, все знали, что с молотка уходят картины из коллекции Эли Сахая, к тому же они сопровождались всеми настоящими документами и сертификатами. Это продолжалось два десятка лет. Прокол вышел, когда на аукционах Christie's и Sotheby's с разницей в одну неделю на продажу выставили одну и ту же работу Гогена. Первая картина была уже второй по счету подделкой Сахая, и он снова пытался ее продать. Вторая была первой подделкой, которую девять лет назад купил частный коллекционер. Началось расследование, в ходе которого стало известно, что Сахай обманул покупателей почти на четыре миллиона американских долларов. В 2005 году талантливый мошенник признал вину, за что получил три года тюрьмы и штраф в размере 12 миллионов долларов.

Джон Майатт

А этот художник не гнался за миллионами и подделывал картины малоизвестных художников, выручая по паре сотен фунтов стерлингов с каждой. Однажды один клиент Майатта рассказал, что перепродал его картину за 30 тысяч фунтов стерлингов, и предложил вместе заняться бизнесом. Майатт взялся подделывать знаменитых художников девятнадцатого века. В 1999 году его разоблачили, доказали 205 подделок и приговорили к году тюрьмы.

Освободившись условно досрочно через четыре месяца, Майатт стал знаменитым. У художника появились клиенты, которым он рисовал уже легальные копии. Между тем, «на руках» все еще есть порядка полутора сотен подделок Джона Майатта, но он не сообщает, где они. В наши дни художник продолжает делать легальные копии, работая в стиле Моне и Ван Гога. Майатт также пишет собственные картины, которые регулярно выставляются в знаменитых галереях и на аукционах.

Вольфганг Бельтракки

Гений фальшивок занимался тем, что выдумывал и писал несуществующие полотна знаменитых художников. Его работы, вероятно, до сих пор находятся в знаменитых галереях и дорогих частных коллекциях. Одна из подделок Бельтраки украсила однажды обложку каталога Christie's. Талантливый художник тщательно изучал стилистику знаменитых мастеров, которые действительно могли нарисовать именно так, а потом вдруг появлялся «ранее неизвестный» шедевр великого мастера.

Бельтракки рисовал, а сбытом и финансовыми делами занималась его жена. Никто даже не знал, что Вольфганг Бельтракки художник, а на аукционах супруга продавала якобы старые семейные реликвии и из таких далеких времен, когда не существовало никаких сертификатов подлинности. Тем не менее, эксперты раз за разом «подтверждали подлинность». Бизнес шел превосходно, супруги Бельтракки владели несколькими виллами в разных странах, яхтой и десятком элитных спорткаров. Как это часто случается, попался фальсификатор на ошибке. Бельтракки создал картину Генриха Кампендонка, в которой использовал титановую краску. А эксперты доказали, что при жизни Кампендонка такого пигмента еще не было. Супруги получили серьезные сроки со штрафами и конфискацией имущества. Однако из тюрьмы Бельтракки вышел знаменитым и за хорошие деньги начал продавать полотна под своим именем. Однажды журналисты спросили Бельтракки: если бы была возможность вернуться в прошлое, изменил бы он что-нибудь? Мастер ответил, что никогда бы не использовал титановую краску.