Рынок поддельного искусства: как он работает?

28 февраля 2021

В начале января этого года проживающий в Лондоне коллекционер Андрей Ружников обратился к директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому. В официальном письме он писал, что на открывшейся в ноябре выставке, посвященной ювелиру Фаберже, было представлено множество подделок, среди которых есть даже грубые современные. В ответ руководство Эрмитажа опубликовало вступительные слова Пиотровского к той выставке, где говорилось о подлинности всех экспонатов. Иными словами, подделки были и всегда будут.

Эксперты утверждают, что количество фальсификата в мире искусства и антиквариата 20 %. Например, Айвазовский написал намного меньше картин, чем сегодня можно увидеть в частных коллекциях и музеях. Фаберже создал всего полсотни пасхальных яиц, из них восемь считаются пропавшими. Спустя время яиц стало больше в несколько раз. Во второй половине 1980-х годов двое дельцов Наум Николаевский и Эдуард Зингер познакомились с потомками мастеров, которые работали у Фаберже, купили у них клейма и эскизы, после чего наладили производство.

Однако подделывать реликвии стали намного раньше. В Средневековье Европу в один момент заполонили десятки голов Иоанна Крестителя и сотни гвоздей с Креста Спасителя. В эпоху Возрождения дельцы великолепно подделывали произведения искусства античности. В 17 веке мастера из Нидерландов фальсифицировали китайский фарфор, который стоил в те времена больше золота. Мебель «Буль», которая производилась в единичных экземплярах в 16-17 веках для французского королевского двора, стала в один момент массовой во второй половине 19 века. В наше время фальсификат — целая индустрия, которая приносит огромные деньги. Удивительно то, что убийства на этой почве случаются редко.

Самым громким преступлением считается убийство антиквара Гарига Басмаджана. В 1976 году он эмигрировал из Советского Союза и открыл в столице Франции антикварный магазин, а за несколько лет стал долларовым миллионером. Мужчина часто бывал на родине, в 1989 году Басмаджан вышел из гостиницы «Москва» и пропал. Антиквара начали искать, и в ходе расследования выяснилось, что пропавший вывозил из Советского Союза художественные ценности. Басмаджану помогали сотрудники музеев и МВД, а также бандиты. Советская милиция разоблачила крупную преступную организацию. Антиквара сожгли в котельной одного из музеев Москвы. Причина убийства так и осталась неизвестной, и только в 1995 году французская полиция выяснила, что свое состояние антиквар сколотил в основном не на контрабанде, а на фальсификате, который он успешно перепродавал более десяти лет.

В 2011 году убили одного известного питерского бизнесмена и антиквара Романа Жаголко. Жаголко бежал от погромов из Баку. Некоторое время он жил на вокзале, потом у него появился магазин в подвальчике, где он торговал старыми вещами, позже магазинчик стал антикварным. Маленький магазинчик за два года вырос до модного антикварного салона, а потом и вовсе превратился в большую сеть. Жаголко продавал произведения искусства политикам, бизнесменам, криминальным авторитетам. Доля «фальшака» зашкаливала, но об этом стало известно только после исчезновения дельца. Скелет дельца нашли в лесу недалеко от Санкт-Петербурга.

Как появляются подделки?

Фальсификат появляется несколькими путями. Начиная с 2000-х годов в Европе сильно вырос спрос именно на русские полотна. Дельцы нашли способ делать деньги: они выкупали полотна малоизвестных европейских художников, которые работали в том же стиле, что и знаменитые русские мастера. Все, что нужно было сделать — заменить автограф на картине. В какой-то момент перелицовка работ европейских художников превратилась в очень прибыльный бизнес, и это при том, что те картины тоже стоили немалых денег.

В 2005 году с аукциона Сотбис сняли полотно Шишкина «Пейзаж с ручьем». Эксперты высинили, что это работа голландского мастера Куккуку, которую в 2003 году продали за 55 тысяч евро. Стартовая цена работы Шишкина составляла 700 тысяч евро. Русский и голландский художники вместе учились в Дюссельдорфской школе искусств, и у них почти одинаковый стиль. В 2007 году немецкая полиция разоблачила дилера в пригороде Мюнхена: его дом был набит полотнами европейских мастеров, на которых уже стояли автографы русских художников.

Фальшивую картину можно написать и «под заказ». Чаще всего подделывают те картины, которые хранятся в запасниках музеев. Здесь не обойтись без хороших связей в музеях, по фотографии никто копию не делает, только с натуры. Более того, нужно еще найти холст и краски нужной эпохи. Пишет копию исключительно талантливый художник, способный передать манеру гения. Потом одни люди картину «старят», другие подделывают сопроводительные документы.

В 2010 году в Эрмитаж пришел запрос из Интерпола. Интересовались, не украли ли «Женский портрет» Пикассо. Оказывается, что немецкие полицейские нашли эту картину на черном рынке. Полотно было помечено этикетками, среди которых была и эрмитажная. «Женский портрет» находился в Эрмитаже, однако копия и этикетки была сделана очень виртуозно. Копию однозначно писали с оригинала, и здесь не обошлось без помощи сотрудников Эрмитажа.

Убийства в этой сфере случаются редко по той причине, что скандалы и все спорные вопросы решаются договорами. Тон на рынке антиквариата задают известные и состоятельные люди, которым не с руки публично говорить о том, что их обвели вокруг пальца. Все эти вопросы решаются мирным путем, проблемы случаются только тогда, когда продавец не возвращает деньги.

Делец Александр Белиловский работал в Литве, России и Германии. Он сумел продать крупному банкиру фальшивое полотно. Это была картина малоизвестного польского мастера, переделанная под знаменитого художника Карла Гуна. Экспертов подкупили в Литве, помимо всех основных документов они подделали подтверждение, что картина 55 лет висела в одном из замков-музеев страны. Белиловский продал картину за 450 тысяч евро, но обман быстро открылся. Покупатель просил Белиловского решить все мирным путем, но тот отказался возвращать деньги и в итоге оказался в тюрьме.

Похожий случай произошел с супругами Преображенскими, владельцами галереи «Русская коллекция». Один клиент купил у Преображенских картину русского художника за 150 тысяч долларов. Спустя некоторое время он увидел свою картину в одном французском каталоге. Картина стоила 3 тысячи долларов, а ее автором был малоизвестный немецкий художник. Преображенские получили по десять лет тюрьмы, но позже им срок сократили.

Малевич современного разлива

В 2016 году в Германии разгорелся большой скандал: галерея Дюссельдорфа осталась без «шедевра». Картину не украли, ее сняли. Работа русского авангардиста Казимира Малевича «Чёрный прямоугольник, красный квадрат» оказалась подделкой. Более того, Малевич никогда не писал картину с таким названием. Эксперты установили, что картина была написана в 1970-х годах, тогда же она появилась в каталогах работ русского художника.

Корона Соломона с улицы Дерибасовской

В 1903 году профессиональный одесский авантюрист и мошенник Шепсель Гохман попросил известного в городе ювелира Рухомовского сделать для него корону, как у царя Соломона. Невероятно, но аферисту удалось продать эту подделку в Лувр за огромные деньги. Предмет стал жемчужиной экспозиции. Обман вскрылся только спустя восемь лет.

Подделка для Геринга

Голландец Ханс ван Меегерен был состоятельным человеком и художником-любителем. Не было такого критика, который бы не смеялся над его картинами. Меегерен тоже решил посмеяться. Он написал полотно в стиле Вермеера, выдал его за оригинал и продал известному музею. Затем живописец продолжил работать и стал в несколько раз богаче. Истина раскрылась только после Второй мировой войны. В личной коллекции Геринга нашли картину Вермеера. Позже выяснилось, что полотно Герингу продал Меегерен, и его арестовали за то, что он продал произведение искусства высокопоставленному нацисту. За это преступление полагалась смертная казнь. Меегерен вынужден был признаться, что он фальсификатор, и за это он получил десять месяцев тюрьмы.

Гений, которого никогда не было

Жительница Австралии Элизабет Дураак писала у себя дома картины. Счет шел на сотни. Женщина выдавала свои работы за картины австралийского аборигена гения-самородка Буропа. Картины талантливого туземца раскупались на «ура», женщина быстро разбогатела. Бизнес рухнул, когда Элизабет попросили показать самородка. Ей пришлось нанять за деньги аборигена, но рисовать тот толком не умел. Конвейер по производству шедевров остановился навсегда.