Ворошиловский стрелок: не только нарицательный термин, но и почетная награда
В годы существования СССР было создано множество уникальных наградных знаков. Они вручались за...
| Тел.: | +7 925 505-49-69 +7 926 128-38-56 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Telegram 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Telegram по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
В годы существования СССР было создано множество уникальных наградных знаков. Они вручались за...
Подарки — неотъемлемая часть человеческой жизни. Они могут принимать самые разные формы и...
Современные ручки пришли на смену перьям, которые долгое время были основным инструментом для...
Фарфор на протяжении долгого времени оставался одним из самых популярных предметов для приобретения. Постепенно качественная посуда стала более доступной, а вместе с ней появились фарфоровые фигурки, предназначенные для украшения интерьера и коллекционирования. Для создания этих изделий привлекались многие художники, в том числе скульпторы и мастера росписи.

Значительный вклад в развитие советского фарфорового искусства внесла Оксана Леонтьевна Жникруп, которая работала на нескольких фарфоровых предприятиях и подарила нам множество уникальных статуэток. Особое место среди её работ занимают фигурки, посвящённые фигурному катанию, играм на катке и танцам.
Среди произведений Жникруп встречаются как отдельные композиции, так и парные фигурки, а также сценки из повседневной жизни. Все они отличаются тщательной проработкой деталей и аккуратной росписью. Удивительно, как мастерам удавалось создавать столь изящные и выразительные черты из фарфора и запускать их в массовое производство. Практически каждый желающий мог приобрести такие фигурки для украшения гостиной или спальни, подарить их близким, использовать в качестве детской игрушки или оставить для коллекции. Со временем многие статуэтки становятся дороже, что позволяет продавать их или собирать в ценные коллекции.
Биография Оксаны Леонтьевны Жникруп
Оксана Леонтьевна Жникруп стала скульптором-фарфористом после получения профессионального образования. Она родилась 31 января 1931 года в городе Чите, но училась в другом регионе. После окончания школы Жникруп поступила в Одесское художественное училище имени М. Б. Грекова на скульптурное отделение, где училась с 1948 по 1952 год. Уже в юности её привлекало направление скульптуры, что и определило выбор профессии.
Работа на Барановском фарфоровом заводе
Сразу после окончания училища и получения диплома Оксана Леонтьевна была направлена на работу на Барановский фарфоровый завод. В тот период предприятие активно развивалось: помимо посуды, началось производство скульптур и других художественных изделий. Жникруп работала на заводе с 1952 по 1954 год. Именно 1950–1960-е годы считаются временем расцвета художественного направления на заводе, когда активно развивалась скульптура. Вместе с Оксаной Леонтьевной работали такие известные мастера, как И. Величко, М. Криворукая, Л. Ивковская, В. Сергеев и другие. Пластика, созданная в этот период, высоко ценится коллекционерами и отличается особым национальным колоритом. К характерным особенностям работ этого времени относится округлость форм, динамичность силуэтов, преобладание красных оттенков, нежные цветовые переходы.
Тематика произведений была разнообразной: персонажи литературных произведений, украинского фольклора, сцены народных танцев разных народов, а также анималистика. В Барановке Жникруп создавала выразительные, преимущественно лирические фигуры, посвящённые цирковым представлениям, народным танцам, балету и народному искусству. Особое внимание она уделяла народным костюмам и орнаментам. Барановский завод одним из первых внедрил технические инновации: вакуумирование фарфоровой массы, конвейерные печи, ускоренный процесс обжига, прессование на основе полусухих смесей. Эти нововведения позволили Оксане Леонтьевне и другим мастерам экспериментировать с формами и расширять ассортимент продукции. Благодаря механизации удалось увеличить выпуск изделий для внутреннего рынка и на экспорт. Лучшие работы отправлялись на выставки.
Работа на Киевском экспериментально-керамическом художественном заводе
В дальнейшем Оксана Леонтьевна сменила место работы. С 1955 по 1987 год она создавала керамические фигурки на Киевском экспериментально-керамическом художественном заводе. Здесь она разрабатывала различные рисунки для деколей, занималась росписью и созданием новых форм посуды. Скульптуры Жникруп часто изображали литературных персонажей, например «Балерины перед выступлением», «Любит — не любит», «Чаепитие», «Регулировщица», «В антракте», «Майская ночь», «Пастушка и трубочист», «Ординарец», «Рушничок».
Тонкостенная керамика появилась на заводе после того, как был удовлетворён основной спрос на столовые сервизы и предметы декора, и начался набор мастеров, владеющих народными ремёслами. Продукция стала более разнообразной: от посуды с идеологическими символами до сервизов в стиле постмодернизма.
К моменту прихода Жникруп на завод производство уже было автоматизировано, поэтому значительную часть работы выполняли машины. Это позволило мастерам уделять больше времени экспериментам с тонкостенными изделиями, работать с цветными материалами, расширять ассортимент и увеличивать объёмы выпуска. Качество местного фарфора соответствовало мировым стандартам, что положительно сказалось на творческих достижениях скульпторов, в том числе Оксаны Леонтьевны.
Жизненный путь
С 1955 по 1993 год Оксана Леонтьевна жила в Киеве. Её творчество не осталось незамеченным: скульптуры Жникруп неоднократно отбирались для выставок, посвящённых декоративному искусству, а также экспонировались на ярмарках в Канаде, Турции, Салониках, Загребе, Чикаго, Лейпциге и других городах. В наши дни её работы имеют высокую художественную и коллекционную ценность. Некоторые скульптуры, созданные Оксаной Леонтьевной, хранятся в Национальном музее украинского искусства. Она была признанным мастером фарфоровой скульптуры, членом Союза художников.
Оксана Леонтьевна была замужем за Владиславом Ивановичем Щербиной, который тоже был скульптором и создавал фарфоровые фигуры. Супруги вместе работали на Барановском фарфоровом заводе. Оксана Леонтьевна ушла из жизни в 1993 году, а её муж Владислав Иванович, родившийся в 1926 году, скончался в 2017 году. Их дочь Леонтина Владиславовна Лозовая продолжила семейную традицию, став художником по фарфору и выбрав скульптуру в качестве профессии.
Работы в нашем магазине: