Древние зубные эскулапы: как и чем работали «стоматологи» в прошлом
В современном мире стоматология является одной из наиболее популярных сфер деятельности, и...
Тел.: | +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Telegram 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Telegram по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
В современном мире стоматология является одной из наиболее популярных сфер деятельности, и...
Вазы появились много тысячелетий назад. Изначально схожее назначение и форму имели сосуды...
Одним из популярных в наше время направлений стало обучение ментальной арифметике. Многие...
Фарфор на протяжении долгого времени оставался одним из самых популярных предметов для приобретения. Постепенно качественная посуда стала более доступной, а вместе с ней появились фарфоровые фигурки, предназначенные для украшения интерьера и коллекционирования. Для создания этих изделий привлекались многие художники, в том числе скульпторы и мастера росписи.
Значительный вклад в развитие советского фарфорового искусства внесла Оксана Леонтьевна Жникруп, которая работала на нескольких фарфоровых предприятиях и подарила нам множество уникальных статуэток. Особое место среди её работ занимают фигурки, посвящённые фигурному катанию, играм на катке и танцам.
Среди произведений Жникруп встречаются как отдельные композиции, так и парные фигурки, а также сценки из повседневной жизни. Все они отличаются тщательной проработкой деталей и аккуратной росписью. Удивительно, как мастерам удавалось создавать столь изящные и выразительные черты из фарфора и запускать их в массовое производство. Практически каждый желающий мог приобрести такие фигурки для украшения гостиной или спальни, подарить их близким, использовать в качестве детской игрушки или оставить для коллекции. Со временем многие статуэтки становятся дороже, что позволяет продавать их или собирать в ценные коллекции.
Биография Оксаны Леонтьевны Жникруп
Оксана Леонтьевна Жникруп стала скульптором-фарфористом после получения профессионального образования. Она родилась 31 января 1931 года в городе Чите, но училась в другом регионе. После окончания школы Жникруп поступила в Одесское художественное училище имени М. Б. Грекова на скульптурное отделение, где училась с 1948 по 1952 год. Уже в юности её привлекало направление скульптуры, что и определило выбор профессии.
Работа на Барановском фарфоровом заводе
Сразу после окончания училища и получения диплома Оксана Леонтьевна была направлена на работу на Барановский фарфоровый завод. В тот период предприятие активно развивалось: помимо посуды, началось производство скульптур и других художественных изделий. Жникруп работала на заводе с 1952 по 1954 год. Именно 1950–1960-е годы считаются временем расцвета художественного направления на заводе, когда активно развивалась скульптура. Вместе с Оксаной Леонтьевной работали такие известные мастера, как И. Величко, М. Криворукая, Л. Ивковская, В. Сергеев и другие. Пластика, созданная в этот период, высоко ценится коллекционерами и отличается особым национальным колоритом. К характерным особенностям работ этого времени относится округлость форм, динамичность силуэтов, преобладание красных оттенков, нежные цветовые переходы.
Тематика произведений была разнообразной: персонажи литературных произведений, украинского фольклора, сцены народных танцев разных народов, а также анималистика. В Барановке Жникруп создавала выразительные, преимущественно лирические фигуры, посвящённые цирковым представлениям, народным танцам, балету и народному искусству. Особое внимание она уделяла народным костюмам и орнаментам. Барановский завод одним из первых внедрил технические инновации: вакуумирование фарфоровой массы, конвейерные печи, ускоренный процесс обжига, прессование на основе полусухих смесей. Эти нововведения позволили Оксане Леонтьевне и другим мастерам экспериментировать с формами и расширять ассортимент продукции. Благодаря механизации удалось увеличить выпуск изделий для внутреннего рынка и на экспорт. Лучшие работы отправлялись на выставки.
Работа на Киевском экспериментально-керамическом художественном заводе
В дальнейшем Оксана Леонтьевна сменила место работы. С 1955 по 1987 год она создавала керамические фигурки на Киевском экспериментально-керамическом художественном заводе. Здесь она разрабатывала различные рисунки для деколей, занималась росписью и созданием новых форм посуды. Скульптуры Жникруп часто изображали литературных персонажей, например «Балерины перед выступлением», «Любит — не любит», «Чаепитие», «Регулировщица», «В антракте», «Майская ночь», «Пастушка и трубочист», «Ординарец», «Рушничок».
Тонкостенная керамика появилась на заводе после того, как был удовлетворён основной спрос на столовые сервизы и предметы декора, и начался набор мастеров, владеющих народными ремёслами. Продукция стала более разнообразной: от посуды с идеологическими символами до сервизов в стиле постмодернизма.
К моменту прихода Жникруп на завод производство уже было автоматизировано, поэтому значительную часть работы выполняли машины. Это позволило мастерам уделять больше времени экспериментам с тонкостенными изделиями, работать с цветными материалами, расширять ассортимент и увеличивать объёмы выпуска. Качество местного фарфора соответствовало мировым стандартам, что положительно сказалось на творческих достижениях скульпторов, в том числе Оксаны Леонтьевны.
Жизненный путь
С 1955 по 1993 год Оксана Леонтьевна жила в Киеве. Её творчество не осталось незамеченным: скульптуры Жникруп неоднократно отбирались для выставок, посвящённых декоративному искусству, а также экспонировались на ярмарках в Канаде, Турции, Салониках, Загребе, Чикаго, Лейпциге и других городах. В наши дни её работы имеют высокую художественную и коллекционную ценность. Некоторые скульптуры, созданные Оксаной Леонтьевной, хранятся в Национальном музее украинского искусства. Она была признанным мастером фарфоровой скульптуры, членом Союза художников.
Оксана Леонтьевна была замужем за Владиславом Ивановичем Щербиной, который тоже был скульптором и создавал фарфоровые фигуры. Супруги вместе работали на Барановском фарфоровом заводе. Оксана Леонтьевна ушла из жизни в 1993 году, а её муж Владислав Иванович, родившийся в 1926 году, скончался в 2017 году. Их дочь Леонтина Владиславовна Лозовая продолжила семейную традицию, став художником по фарфору и выбрав скульптуру в качестве профессии.
Работы в нашем магазине: