Интересные повадки кошек: что они могут рассказать о питомце
Коты и кошки — одни из самых загадочных домашних животных, которые на протяжении веков...
Тел.: | +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Telegram 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Telegram по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Коты и кошки — одни из самых загадочных домашних животных, которые на протяжении веков...
Несмотря на то, что Советский Союз просуществовал всего лишь до 1991 года, он оставил после себя...
Науку об отпуске можно назвать достаточно молодой, ведь официально отпуск стал предоставляться...
Барановский фарфоровый завод — один из самых первых, кто начал изготавливать фарфор на территории юго-восточных областей России. Тонкостенная керамика высочайшего качества с особенными народными мотивами отличает изделия из Барановки.
Дореволюционное развитие фарфорового производства
В начале XVIII века возле небольшого поселения Барановка на территории современной Житомирской области были обнаружены богатейшие месторождения каолина. Залежи белой глины этого сорта были обнаружены в таких объемах, что уступали только Китаю, Великобритании и США. Именно благодаря каолину, протекающей рядом реке и богатым лесам началось развитие всех близлежащих поселений.
Первую крупную фарфоровую мануфактуру заложили в этих местах в конце 1803 года. Основателями стали уроженцы Франции братья Михаил и Франтишек Мезер. У них уже был накоплен значительный опыт работы с фарфором на Корецкой фабрике Чарторыйского. Территории, выбранные под строительство, принадлежали семье магнатов Любомирских-Валевских, и они согласились отдать территорию под завод. Место было выбрано не случайно — неглубокие залежи глины располагались всего в 3-х километрах, но лучшую глину можно было найти немного дальше, рядом с поселением Бутырин. На подсобные работы и для росписи готовой продукции набрали местных жителей и крепостных крестьян.
Постепенно они научились выполнять работы самой высокой степени сложности. Основная тематика касалась природы, часто посуду расписывали растительными орнаментами: васильки, ромашки, незабудки, дубовые ветви, колосья. Также использовали портретную миниатюру, изображение знаменитых государственных деятелей, памятников, архитектурных объектов и репродукции известных гравюр. В цветовой гамме преобладали красная, голубая и золотая краски. Использовали технологию многократного обжига и другие передовые на тот момент технологии декоративно-прикладного искусства.
Ассортимент разнообразили максимально, к примеру, чашки изготавливали самых разных форм: низкие и широкие, цилиндрические, на ножке, чайные пары «для двоих». На предприятии создали множество парадных ваз для императора Александра I. Отдельным направлением выступало изготовление банок, флаконов, бутылей и бутылочек для аптек. В результате уже в начале XIX века мануфактура стала одним из крупнейших фарфоровых производств Российской империи.
Изделия из местных сортов глины были такого высокого уровня, что ничуть не уступали лучшим образцам из Чехии и Саксонии. За это мануфактуре было даровано право ставить на своих изделиях государственный герб Российской империи. Михаил Мезер руководил предприятием до самой своей смерти. В 1825 году его сменил сын. Наследники смогли продолжить на достойном уровне и даже расширить деятельность предприятия. Самыми популярными изделиями завода в середине XIX века были чайные наборы, кувшины, супницы, салатники, паштетницы.
В 1845 году завод отдают в аренду, следствием этого стал упадок: ассортимент выпускаемой продукции стал значительно меньше, рабочих сократили, качество ухудшилось настолько, что у мануфактуры забрали право ставить на изделия государственный герб в виде двуглавого орла. В 1884 году фарфоровое производство выкупает графиня Казимира Грохольская. Новой владелице не удалось исправить положение и в 1895 году предприятие вновь меняет владельца.
Им становится уроженец Севастополя, грек по национальности, купец по профессии и одновременно греческий консул Николай Петрович Грипари. Ему досталось частично разрушенное предприятие, сильно пострадавшее во время пожара, требующее огромных вложений денежных средств и сил на возрождение былого успеха. Все это у нового владельца было. Ему удалось в относительно короткие сроки провести реконструкцию, дровяные печи заменить на газовые, ввести другие новшества.
Наладили выпуск фаянсовой и фарфоровой посуды, огнеупорного кирпича и канализационных труб. Николаю Петровичу активно помогали восстанавливать и развивать деятельность завода его пятеро детей. Один из них, Петр, специально прошел обучение в Англии, Бельгии и Франции. Именно он в 1901 году возглавил мануфактуру. Его разработки стали настолько успешными, что они начали побеждать в международных выставках, вновь стали поступать заказы от императорского двора, а часть изделий не стали снимать с производства даже при советской власти.
Советское время
Незадолго до судьбоносных революционных событий семья Грипари выехала из России в Швейцарию. Они забрали с собой все ценное оборудование, формы и большую часть готовой продукции. После национализации завода в 1920 году все пришлось возрождать заново. Часть старых форм уцелела, на их базе наладили выпуск посуды для бытового использования и агитационного фарфора. Обычной становится роспись с изображением красных звезд, вождей революции, политических лозунгов. Предприятие получает наименование Государственный фарфоровый завод имени Ленина. В 1922 году ко дню рождения Владимира Ильича здесь создают именной сервиз с его инициалами.
Постепенно начинают выпускать продукцию на экспорт. Первые договоры заключили с Турцией и Египтом. Это позволило значительно нарастить объемы производства. С 1930-х годов ассортимент продукции стали менять в сторону примитивизации форм: сняли с производства изящные дореволюционные изделия, отказались от изысканной росписи, основной задачей стал выпуск простой и дешевой продукции массового потребления. Но даже в этих условиях мастера завода ухитрялись создавать оригинальные изделия за счет гармоничных форм и правильных пропорций.
Оказавшись в годы Великой Отечественной войны в зоне боевых действий, завод был практически разрушен. Восстанавливали его уже после окончания боевых действий. К 1950-м годам в его ассортименте были отдельные предметы посуды (чашки, сахарницы, баночки для специй, соусники и прочие), наборы тарелок, сервизы для чая и кофе, предметы малой пластики и прочая сувенирная продукция. Над совершенствованием ассортимента работало свыше 20 высококвалифицированных художников и скульпторов. Завод успешно развивался, но XX век внес свои коррективы: изящная тонкостенная керамика перестала пользоваться спросом, на рынок вышли недорогие китайские изделия. В результате в 2013 году Барановский фарфоровый завод признают банкротом, и он прекращает свою деятельность.