Что можно считать раритетом среди елочных игрушек
Старая коробка с елочными игрушками возможно выглядит не слишком дорого и презентабельно, но в...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Старая коробка с елочными игрушками возможно выглядит не слишком дорого и презентабельно, но в...
Современные люди практически исключили чернильницы из своей жизни, однако не так давно они были...
Когда вы знаете интересы человека, подобрать подарок становится намного проще. Для любителей...
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске, основанном еще Екатериной II. По окончании школы поступил в Одесское художественное училище. Именно в годы учебы его заинтересовала малая пластика. Окончил учебное заведение в 1950 году и решил посвятить свою жизнь работе с фарфором.
Трудовая деятельность
В начале 1950-х годов шло активное развитие промышленности. В фарфоровом производстве также нуждались в квалифицированных кадрах. Первым местом работы стал Городницкий фарфоровый завод. Здесь он создал знаковые фигурки героев Великой Отечественной войны: партизанки с автоматом и партизаны на лыжах. Именно эти статуэтки считают лучшими произведениями завода тех лет. Через полтора года он переходит на Барановский фарфоровый завод. Его увлекает тематика сказок, былин и литературных героев. Одни из самых популярных: «Кот в сапогах», «Квартет», «Руслан и Черномор».
Значимым в жизни мастера оказался 1954 год. В 1953 году Никитой Сергеевичем Хрущевым было назначено празднование 300-летия объединения Украины с Россией (в 1653 году земли войска Запорожского по прошению Богдана Хмельницкого были приняты в подданство Российской империи). Молодой специалист в честь этого события изготовил вазу в дар русскому народу от УССР. Эта работа вошла в историю, а скульптора пригласили на Киевский экспериментальный керамико-художественный завод (КэКХЗ). Последнему еще пришлось побороться за умельца, год спустя его хотел переманить Ленинградский фарфоровый завод, но Владислава Ивановича удержали, оперативно выделив ему хорошее жилье в Киеве.
Так КэКХЗ получил себе человека, который определил его стиль и вывел на передовые позиции СССР. За 34 года Щербина внедрил в производство более тысячи уникальных моделей фигур малой пластики, ваз, сервизов, подарочных штофов и курительных трубок. Все это было выдержано в национальном стиле и служило образцом для подражания или даже просто копировалось другими заводами УССР. В 1958 году Владислава Ивановича принимают в Союз советских художников Украины. С 1960 года он становится членом серьезного органа цензуры – Художественного совета СССР, который устанавливал художественную ценность и соответствие идеологическим нормам любого изделия декоративно-прикладного искусства. В составе совета он пробыл до 1990 года. Свыше 10 лет занимал должность главного художника завода.
Интересные моменты творческого пути
Владислав Щербина был творческим человеком даже в стиле своей одежды. Для него в 1950-е годы было обычным надеть клетчатые брюки канареечного цвета и галстук с яркими узорами. За это он часто слышал вслед: «Стиляга!». Отсюда появилась идея сделать серию статуэток. Первым для экспериментов был выбран волк, молодой человек видел себя именно так. Дальше пошли прочие сатирические персонажи. Серия шла как комплектом, так и по отдельности. Но вскоре фигурку медведя подарили какому-то высокопоставленному чиновнику, тот вместо того, чтобы воспринять с юмором, обиделся, решив, что это сатира направлена против него. Серию пришлось полностью снять с производства. Именно поэтому эти фигурки теперь достаточно редкие и ценные.
В 1960-х годах в стиле мастера появляется некоторая обобщенность, уменьшается детализация, присущая первым самостоятельным работам Щербины. Цветами выделяются только отдельные детали фигур. Эту идею быстро подхватили остальные заводы УССР. В эти годы появляется много работ на революционную тематику. Автор считал крайне важным такой переворот для внесения изменений в общественный строй, но также понимал всю жестокость ситуации. Вся серия из пяти работ была одобрена на Всесоюзной художественной выставке и выкуплена Всесоюзным художественным фондом как высокохудожественные монументальные произведения. Единственное, к чему были высказаны претензии: эмоции персонажей не соответствовали образу советского человека.
У Владислава Ивановича была своя полноценная мастерская, где он мог творить даже большие скульптурные группы. Это были исключительно выставочные экземпляры, так как их массовый выпуск был экономически нецелесообразен. К примеру, композиция «Первый самолет» имеет два варианта исполнения. Первая — трое сельских жителей с изумлением смотрят в небо. Вторая – семь фигур взрослых и детей встречают с флагами и хлебом-солью. Каждый из вариантов существует не более чем в трех экземплярах.
Каждая композиция тщательно продумана, вплоть до взглядов и мимики отдельных персонажей, кажется, что перед зрителем происходит целое представление. В 1980-х годах эта особенность таланта проявилась в самобытной серии работ по мотивам шуточных национальных песен. Героев интересно рассматривать с разных планов, с каждого из них сюжет выглядит по-своему и иногда несколько пикантно. Автор уделяет должное внимание деталям интерьера и эмоциям каждого участника сцены. На выставках серия «Бурлески» имела огромный успех. Художник не любил однообразие, поэтому подобные авторские работы созданы не более чем в 2-3 экземплярах. Щербина был необычайно изобретателен, даже одну и ту же композицию он выполнял в нескольких вариантах.
В 1990-х годах КэКХЗ был закрыт. Потеряв возможность творить из фарфора, Владислав Иванович переключился на более простые материалы: керамику, дерево, бронзу. Долгие годы на Андреевском спуске он торговал оберегами, которые сам и делал. Тяжело было художнику, привыкшему к серьезным работам, а видел он их только белоснежными, переходить на более простые материалы всё же было некомфортно. Вернуться к фарфору удалось в последние годы жизни. В связи с отсутствием цензуры мастер дал волю своей фантазии в несколько эротической трактовке греческих мифов и других сюжетов, которые он хранил в своей памяти. В эти годы ему удалось реализовать тему цирка. Веселый балаган из скоморохов, акробатов, медведей и прочих. Этот стиль не похож ни на одного другого автора.
Работы в нашем магазине: