Одессит открыл музей двадцатого века

16 февраля 2021

На карте Одессы появилось новое интересное место — музей двадцатого века, в котором можно увидеть предметы интерьера, культуры и быта СССР. Владелец музея и автор экспозиции известный в городе коллекционер и коренной одессит Александр Костогриз. Экспонаты собирались четверть века, и только сейчас они стали доступны для всеобщего обозрения. Музей находится в здании на улице Пастера, 44. Дом встречает композицией в греческом стиле. Оказалось, автор — известный художник Валерий Тертычный. В этом же доме некоторое время жил русский писатель Иван Бунин. Сам музей расположился в восьми небольших залах. Для аутентичности полностью сняли штукатурку, оставив голые кирпичи. Кстати, сами кирпичи тоже интересные — на них старые клейма. На таком фоне старинные вещи смотрятся весьма органично.

Александр Костогриз рассказывает, что коллекционированием его заразил дядя, который собрал большую коллекцию старинных утюгов и пивных бокалов. С детства, наблюдая, как пионеры с октябрятами несут на металлолом старинные самовары, у маленького Сашки екало сердце. Осторожно, внимательно проверяя выдержку родителей, маленький одессит стал приносить в дом старинные предметы. Постепенно детское увлечение стало чем-то более серьезным.

«Этот музей создан не потому, что я ностальгирую по советским временам, а потому, что это наша история. У каждой эпохи есть свои положительные черты. В СССР мне нравилось, что страна заботится о здоровье населения, образовании и трудоустройстве. Вещи, может, и не были такими красивыми, как в западных странах, но запас прочности у них был намного больше. Благодаря долговечности, они и сохранились до наших дней, став частью экспозиции», — рассказывает Александр.

На входе стоит детская коляска 1900-х годов производства. Именно такую коляску видели почти все в фильме «Броненосец «Потемкин», где она катилась вниз по Потемкинской лестнице. Коляску Костогриз нашел в заброшенном доме на окраине города. В этом же зале старинный телефон, кассовый аппарат, несколько радиоприемников. На стенах — концертные афиши. В другом зале находится огромная коллекция часов-ходиков. Обычно эти простые предметы украшали советские кухни.

Одна из любимых коллекций владельца музея — патефоны. Самый старый 1904 года производства, и он в рабочем состоянии, как и многие другие. Еще одно чудо техники — старый телеприемник со специальной увеличительной линзой. В одном углу скромно стоит телефонный аппарат на длинной ножке. Эти аппараты производились в Одессе, они украшены видами города. В 1981 году на открытие паромной переправы в Ильичевске в город приезжали с официальным визитом Леонид Брежнев и Фидель Кастро. Один такой телефон отправился в советскую столицу вместе с генсеком, а второй на Кубу с коменданте.

Необычная экспозиция — всевозможные таблички. В отдельном зале можно увидеть вывески с названиями улиц города, а также дворовые с типичным одесским колоритом: «В парадных трусить запрещено» (имеется в виду, что нельзя вытряхивать половики), или «Помои не выливать». Рядом — рекламные плакаты, которые рассказывают о суровом советском маркетинге: «Сельдь — лучшая закуска». А вот иностранцы, которые заходят в музей, удивляются плакатам с советской пропагандой. Например, есть плакат, на котором итальянская девочка приходит в школу, но ее двери закрыты. Кроме плакатов имеются в музее более масштабные вещи, например, огромное панно со стены одного давно зарытого завода. Есть мозаика с изображением Ленина, еще одна — с партизанами. Также в зале висит две настоящих картины с Лениным.

Один из залов называется «Назад в детство». Здесь можно увидеть ранцы для советских школьников и детские коляски космического дизайна. Есть в коллекции коляска, у которой снимаются колеса, а на их место устанавливаются лыжи. В этом же зале можно потрогать легендарного «коня педального» и карнавальные маски из папье-маше.

Александр Костогриз собирал предметы для музея не только в родном городе, но и по всему миру. Владелец музея говорит, что, в первую очередь, интересуется теми предметами, которые могут вызвать у него эмоции или улыбку на лице. В данный момент музей держится только на энтузиазме, но одессит уже подумывает о том, что нужно предпринимать какие-то меры, чтобы заведение как-то окупалось.