Николаевская эпоха в столовом серебре

9 апреля 2022

В 19 веке даже самый обычный ужин в аристократической семье обязательно проходил с использованием посуды из серебра. Это подтверждает огромный ассортимент различных столовых приборов и украшений для стола, которые предлагали известные российские и европейские фирмы. Не ослабел интерес к подобному антиквариату и сегодня. На торгах известнейших аукционных домов мира больше всего востребованы именно столовые предметы из серебра.

Если говорить о художественном серебре «николаевской эпохи», то именно середина 19 века стала временем большого прорыва в плане декоративно-прикладного искусства. Еще в первой половине 19 столетия художественные критики с полной уверенностью заявляли, что Россия не сможет на равных конкурировать в области искусства и в декоративно-прикладной отрасли с европейскими мастерами, особенно с французскими — законодателями моды и вкуса. И все же в последующие полвека русская ювелирная промышленность, а также среброделие, достигли европейского уровня. Более того, о работах ведущих российских фирм критики стали отзываться как о вещах, выполненных на пределе совершенства.

Известно, что император Николай I был неоднозначной личностью. Его государственная деятельность не вызывала одобрение современников. Зато его любовь к искусству и градостроительству, а также доброжелательное отношение к творческим людям оставили об императоре добрую память. Кроме того, он был большим любителем праздников и парадов. Именно Николай I является создателем светской жизни столицы в Зимнем дворце, где при его правлении проводилось больше балов и приемов, что являлось дворянской привилегией, важнейшей частью государственной службы. Именно Николаю I принадлежит идея построить Новый Эрмитаж в 1839-м году. Вообще время правления Николая I — это «золотой век» русской культуры, блестящие имена в поэзии, литературе, театре, музыке, живописи. Еще одна особенность той эпохи — активное участие двора и императора в культурной жизни страны.

В 1820-х годах начинается процесс укрупнения мастерских золотых и серебряных изделий, также появляются новые. Особенно стоит выделить московские предприятия Губкина, Сазикова и Овчинникова, петербургские — Морозова, Фаберже и Волина. Нельзя не упомянуть о таких гениальных мастерах, как Иоганн Вильгельм Кейбель, Август Холъстрем, Карл Сейпель. Почти все мастера особое внимание уделяли производству столовых приборов из серебра. Впервые такие вещи стали делать не только под заказ, но и для продажи. Стоит сделать акцент на фирме Сазикова, где впервые начали использовать скульптурные украшения из серебра. Единственным конкурентом Сазикова в то время был московский фабрикант Иван Губкин.

Если внимательно изучить столовое серебро николаевской эпохи самых разных мастеров, то можно выделить ряд основных признаков:

  • у всех предметов ярко выраженный художественный облик, который выделяется сложным орнаментом разных стилей от ренессанса до ампира;
  • не редкость столовое серебро в духе «второго рококо»;
  • классицизм в каждом десятилетии появляется в новой интерпретации, при этом он может сочетаться с другими направлениями;
  • самой популярной оставалась стилистика ампира с использованием отдельных его элементов;
  • у каждого серебряного изделия законченный художественный облик;
  • чайно-кофейные сервизы всегда небольшие, они обязательно пронизаны духом романтизма;
  • ручки всех предметов обязательно украшались цветами, птицами, головами грифонов иногда просто листьями, но без дополнительного декора;
  • в орнаменте часто встречаются дубовые и лавровые венки;
  • ножки часто изготавливали в виде звериных лап, крылатых львов или орлов.

С 1840-х годов наблюдается интерес к штампу, но о традиционных приемах ручной обработки, особенно чеканки, старались не забывать. Все реже металл стали готовить к работе путем ковки, так как уже использовалась механизированная обработка с помощью станков. В это же время многие предметы стали покрывать позолотой, но чаще по внутренним поверхностям, этот признак свидетельствует о том, что предмет изготовлен, вероятнее всего, в России. Впрочем, на каждой вещи обязательно присутствует клеймо, из которого можно узнать информацию об авторе, месте и дате изготовления.

С 1850-х годов художественным серебром начала активно заниматься фирма Болина. Изюминка этих изделий — «болиновская» стильность и превосходная отделка декора, заслужившая самых высоких оценок ценителей этого вида искусства. К концу 19 века Болин и Фаберже стали самыми престижными и узнаваемыми российскими фирмами. Сравнивать их сложно, так как документов о деятельности Болина почти не сохранилось. Стилистические решения этих двух фирм пришлись по вкусу состоятельной буржуазии. И несмотря на то, что фирмы являлись конкурентами, ювелиры совместно осуществили немало проектов. Фаберже, несомненно, чаще находился в центре внимания публики, но фирма Болина не менее выдающаяся. Кроме того, Болин может похвастаться непрерывным служением шести российским монархам, а работает фирма до сих пор.

Если сделать анализ изделий столового серебра этих двух фирм, изготовленных на рубеже 19-20 веков, стоит отметить следующие особенности:

  • всегда четкая геометрия: овал, прямоугольник, круг, квадрат, цилиндр;
  • из технических приемов изготовления обязательно присутствует художественное литье, чеканка и золочение;
  • стилистика ампира, часто используются провисающие гирлянды, венки, переплетающиеся букеты цветов;
  • в тех местах, где отсутствует декор, поверхность отполирована до блеска;
  • часто встречается декор в виде лап хищных животных и орлов;
  • ручки обычно декорированы в виде маскаронов.

Стоит отметить также особенность многих изделий фирмы Болин — гармоничное сочетание элементов рококо и ампира. И даже несмотря на позднее время изготовления многих предметов, в них обязательно присутствует вся стилистика классицизма и ампира, но с дополнительными элементами. Можно сделать вывод, что даже поздние изделия содержат все элементы ампира, который господствовал в середине девятнадцатого века. А факт, что самые именитые производители вдохновлялись стилистикой времен правления Николая I, доказывает значимость той исторической эпохи.

Теги: Россия