Мануфактура Meissen — первая фарфоровая фабрика Европы

20 мая 2023

Начало истории знаменитого немецкого фарфора заложил алхимик Иоганн Беттгер, который смог воссоздать состав белого фарфора, бывший до этого момента эксклюзивным китайским изобретением. В результате с начала 1710 года запущена знаменитая мануфактура Meissen (Майсен или Мейсен), взявшая за основу его разработки. С этого момента за уникальным рецептом началась охота, соответственно его и охраняли, перенеся производство в старинный замок на вершине горы.

Тяжелая судьба изобретателя

Как и у многих других талантливых людей, судьба создателя европейского фарфора незавидна. Иоганн Беттгер стал объектом преследования и в итоге его все-таки поймали. Сбежав от Фридриха I (короля Пруссии), он попал к королю Саксонии и Польши Августу Сильному, который стремился получить золото. С 1701 года он находился под надзором, а с момента изобретения красного «беттгеровского» фарфора в 1705 году практически под стражей.

Через три года мастер открыл формулу белого полупрозрачного фарфора, который по своим характеристикам оказался лучше китайских аналогов. Относительную свободу ему дали только в 1714 году, но до самой смерти следили, чтобы уникальный рецепт не ушел на сторону. Умер алхимик рано, в 1719 году, ему исполнилось всего 37 лет, но работа с токсичными компонентами сделала свое дело.

Этапы развития

Мейсенский фарфор стал желанным во дворцах всех правителей Европы. Россия была одним из основных заказчиков, были выделены особые дни, когда выполнялись изделия только по заказам из Российской империи. Эта роскошь была доступна исключительно для избранных. Но заводу пришлось нелегко, рецепт не удалось сохранить в тайне и это оказало значительное влияние на финансовое состояние предприятия, оно не раз оказывалось на грани разорения.

На самом первом этапе, именуемом «беттгеровским периодом», был найден состав и проводилось множество экспериментов. Что интересно, самому изобретению способствовал случай: парикмахер, услугами которого пользовался алхимик, экономил на пудре, воруя выделенные на нее деньги, а вместо оригинального компонента брал высушенную и измельчённую в порошок глину из ближайшего карьера.

Беттгер заметил странное поведение «пудры» при увлажнении и заставил хитрого парикмахера признаться. До этого момента фарфор получался только красного цвета, теперь был найден каолин, ставший последним, желанным компонентом «пазла». Качество европейской белой глины было весьма высоким, поэтому твердый фарфор выходил высочайшей прочности и издавал чистейший звон при ударе.

Следующий этап называют «живописным». Это связано с тем, что около 1720 года были доступны 16 цветов и их оттенков, которыми декорировали изделия. В основном в качестве декора выступали цветы, животные, птицы и даже фантастические персонажи. Этому способствовало привлечение мастера венской школы Иоганна Херольда, именно при нем были внесены значительные изменения в технологию производства, были усовершенствованы применяемые и разработаны новые термостойкие краски. Выпускались разнообразные сервизы и туалетные принадлежности, вазы, часы и многое другое. Скульптурные композиции отличались особым изяществом с большим акцентом на восточные мотивы.

Далее последовал «скульптурный» период — 1730-1770 годы. Фарфоровые фигурки и барельефы заняли основную часть ассортимента. Торжество цвета, радость жизни, точная проработка каждой детали грациозных фигурок стали отличительными чертами мейсенских изделий. Самыми знаменитыми шедеврами того времени стали сервиз из 2200 предметов, декорированный объемной лепкой, основными из фигур на котором являются лебеди. Также известен комплект из обезьян, играющих на музыкальных инструментах (всего 21 фигурка), ее изначально выкупила маркиза де Помпадур, а в 2006 году комплект пополнился обезьянкой с бубном.

Последним периодом, завершившим эпоху расцвета, стал 18 век. Переход от стиля рококо к классицизму ознаменовался созданием множества новых предметов под заказ Екатерины II. Мейсенский кабинет был создан в честь победы в русско-турецкой войне и включает 40 аллегорических скульптур, прославляющих величие Российской империи.

С 19 века наступил период упадка, дублирование удачных работ прошлого стало обычной практикой. Только в начале 20 века наметились попытки возродить былую славу. Любимыми идеями стали театр и балет, военная тематика, античное искусство, обнаженные женские образы в исполнении Пауля Шойриха, чему способствовал его опыт работы с реальными костюмами и огромная разносторонность таланта.

Слава мейсенского фарфора столь велика, что многие фарфоровые мануфактуры воспользовались «неоригинальным» названием в честь города Meissen. Ставя название города на клейме, они вроде и не нарушали закон, но легко вводили в заблуждение обычного покупателя, который думал, что приобретает оригинальное изделие знаменитой фабрики Meissen.