Лоскутные одеяла как предмет необычной коллекции

20 сентября 2022

Одной из самых нестандартных коллекций в мире является собрание лоскутных одеял американца Кена Бернса. Все эти изделия созданы в период времени с 1850 по 1940 годы. Эти одеяла показывают качество, испытанное временем, причем все они сделаны вручную, а значит каждое индивидуально и неповторимо.

Истоки собрания

Кен Бернс не просто так увлекся лоскутными одеялами, начало было заложено его давним увлечением историей своей страны. Владелец видит такие изделия как отдельную форму искусства, отражающую не просто материалы и стиль, а еще и традиции народа, которые необходимо сохранить.

Все, кто видел эту коллекцию, отмечают их красоту и привлекательность такого направления народного творчества, принявшего в Америке название квилтинг. Каждое рассказывает отдельную историю, например, одно из одеял Кена Бернса создано во времена Великой депрессии из мешков для корма, а другое создано как помощь Красному Кресту во время Первой мировой войны.

В каждое вложены огромные силы и время, каждое одеяло уникально, но можно найти и нечто общее. Часть одеял может быть изготовлено исключительно вручную, другие с использованием машин, а некоторые комбинированным способом. Общее можно находить в стиле и узорах. Ниже рассмотрены история и основные приемы квилтинга.

Лоскутные одеяла как стиль жизни

Такой вид рукоделия знаком всем нам как пэчворк или квилтинг. Последний шире и предполагает не только шитье из лоскутов, а также аппликацию и вышивку.

Считается, что началось все с Англии в XVI веке. Пэчворк стал экономным ответом на яркие, но дорогие индийские ткани, ставшие популярными в те годы. Такой материал был доступен избранным, а вскоре и вовсе запрещен к ввозу в страну. Поэтому обрезки не выбрасывали, старались использовать даже самые маленькие кусочки, а в итоги получали удивительно красивые вещи, сочетающие одновременно множество цветных фрагментов, что вскоре стало модной идеей не только у бедных, но и среди обеспеченных слоев общества.

Конечно, сшивать одежду из кусочков ткани придумали гораздо раньше. Существует даже резная фигура египетского фараона в стеганой мантии, создание которой относят к 3400 году до н.э. Во времена крестовых походов (XI-XIII века н.э.) такая техника также оказалась востребованной для создания одежды под доспехи.

С момента проникновения на американский материк в XVII веке, простое однослойное сшивание разных кусочков ткани как необходимость экономии для первых переселенцев, получает новую жизнь и развитие. В квилтинге, в отличие от пэчворка, может быть три и более слоя, отличающихся по структуре. Такая мозаика из ткани становится более объемной за счёт дополнительных прослоек и пышных орнаментов.

Слово «квилтинг» происходит от слов «простегивание», «сострачивание». А значит основное в этом искусстве именно стежок, который обеспечивает не только скрепление слоев, но и имеет художественное значение.

Чаще всего используют следующие виды стежков:

  • прямолинейные (параллельные ряды стежков);
  • квадратные или ромбовидные (пересекающиеся стежки по горизонтали, по вертикали или по диагонали;
  • волнистые;
  • зигзагообразные;
  • извилистые.

Часто такие строчки идут по контуру рисунка или аппликации. Кроме того, многое определяет стиль, который отражает национальные черты отдельных народностей. Самыми популярными стали кельтский и японский. Кельтский квилтинг — предполагает наличие национальных орнаментов, схематических изображений животных и растений, божеств и людей, как в виде аппликаций, так и простыми стежками. Японский квилтинг — это простой пэчворк стык в стык, с использованием традиционной японской тематики через вышивку и аппликации. Предпочтительна ассиметрия, а основными темами выступают стилизованная цветущая сакура, бамбук, облака, ленты, свитки и тому подобное.

В настоящее время квилтинг возрождается в результате востребованности этно-стиля. Лоскутные одеяла и одежда вновь занимают достойное место в интерьере и в гардеробе.