Личная выставка произведений искусства Северной готики и Ренессанса

23 января 2022

Выставочный центр «Рабочий и колхозница», находящийся в постаменте монумента близ ВДНХ, в конце 2021 года представил посетителям выставку произведений искусства из коллекции Михаила Перченко. Тематика — Северная готика и Ренессанс. В основном это скульптуры и мебель.

Последний раз, когда отдельные экземпляры были представлены публике, был в 2011 году. Тогда они выставлялись в ГМИИ имени А. С. Пушкина. Подлинность всех предметов антиквариата подтверждена известными международными экспертами.

Русский без капли русской крови

Как рассказывает сам коллекционер, его предки по материнской линии происходят из Франции и Польши, а со стороны отца из Испании и Германии. При этом он считает себя полностью русским. Никто из его родственников никогда не увлекался коллекционированием.

Ещё во времена учебы в музыкальной школе, а это были 50-е годы СССР, его манили витрины антикварного магазина на Арбате. Это был первый такой магазин в Москве. Его удивляли огромные ценники, которые в десятки раз превышали стоимость новых автомобилей.

Осмелившись зайти в магазин и задать вопрос продавцу, он решил свою судьбу. Поразивший его ценой сервиз за 96 тысяч рублей, оказался царским, с личной меткой Николая II. В это время начали собираться коллекционеры и они хорошо приняли любознательного мальчика, начали его учить.

Его отец неоднократно попадал под репрессии, несмотря на значительные заслуги перед новой родиной. Поэтому молодой Михаил Перченко жил у друга отца, психиатра и, соответственно, высшее образование решил получать в Медицинском институте. И, как любит сейчас шутить, с точки зрения психиатрии считает коллекционирование болезнью. Удовольствие от покупки нового предмета сравнимо с азартом заядлого игрока в казино.

Начало коллекции

Самый первый предмет своей коллекции Михаил купил с первой своей зарплаты. Ещё в 16 лет он подрабатывал вечерами преподавателем музыки для работающей молодежи. Зайдя в любимый магазин на Арбате, его привлекла чашка с портретами императора Александра I и его жены Елизаветы. К его удаче осталась незамеченной надпись, что это подарок на день серебряной свадьбы, поэтому при зарплате в 60 рублей он смог выделить 17 на покупку.

В девятнадцать лет он получил хороший урок, зайдя в гости к одному из своих «учителей-антикваров». Этот мастер узнал о сохранившихся дореволюционных нерасписных тарелках на фарфоровом заводе. Больше всего антикварами ценятся батальные тарелки — это был своеобразный символ каждого полка при Николае I, наряду со знаменем. Оригиналов было немногим более 290 штук, но благодаря этому художнику их теперь гораздо больше, и никто из профессионалов не может понять, где оригинал, а где подделка.

Начавшись с русского фарфора, тематика перешла к живописи и восточному искусству, а чуть позже к деревянной скульптуре XIII–XVI веков. Коллекционер считает работы Северной готики и Ренессанса, верхом европейской культуры. При этом утверждает, что более поздние предметы многое потеряли и не обладают такой ценностью.

Вся мебель, которая по сути является редчайшим антиквариатом, используется в хозяйстве по назначению. Шкафы, столы, ковры, все имеет свою историю и часто их можно увидеть в документальной хронике, например, ковер, подаренный правителем Ирана Гитлеру в честь инаугурации в 1933 году.

Но самой большой ценностью и гордостью антиквара является лучшая в мире частная коллекция цветной деревянной скульптуры. Среди других предметов древнейшая скульптура IX века — голова Иоанна Крестителя из Кёльнского собора.