Кто и как создавал фирменный стиль Московской Олимпиады-80

21 марта 2023

Олимпийские игры — это прекрасная возможность для дизайнеров и художников показать все свои способности и стать знаменитыми. Опыт подготовки и проведения Московской Олимпиады оказался успешным, многие дизайнерские ходы, опробованные тогда впервые, стали традиционными для последующих игр. А создатели символики сделали прекрасный карьерный старт, ведь многие из них были совсем молодыми.

На протяжении нескольких лет страна готовилась к первым Олимпийским играм с большим размахом. Москвичи, которым повезло остаться дома, потом много лет вспоминали прекрасную атмосферу тех дней.

Город буквально преобразился: пропали толпы приезжих провинциалов, сметающих все с магазинов, подозрительных личностей милиция вычисляла более года, составили списки и вывезли из Москвы. В самих магазинах появились товары, которые ранее советский человек никогда не видел: Фанта, бананы, баночное пиво. В метро диктор объявлял остановки на русском и на английском языке. По улицам города прогуливались гости из разных стран мира. Сами москвичи в эти дни получили редкую возможность порадоваться идеальной чистоте городских улиц, их праздничной освещенности, отсутствию хулиганов, попрошаек и пьяных. Тогда власть на славу позаботилась о «фасаде» города.

Готовится к Московской олимпиаде начали еще в январе 1976-го года, когда организовали Главное управление по подготовке города Москвы к проведению двадцать вторых Олимпийских игр «Главмосолимпиада». Специально для Олимпиады-80 стали разрабатывать фирменный стиль: официальный символ, талисман, шрифт, спектр цветов, спортивные и сервисные пиктограммы.

В стремлении иметь символику, выполненную на высочайшем художественном уровне, Оргкомитет объявил конкурс на ее создание. Нарисовать эскиз и выслать его мог любой желающий, и не обязательно только гражданин Советского Союза. Восемь с половиной тысяч авторов, художников, архитекторов и представителей других профессий высылали свое видение символики. Эскизы приходили со многих стран мира, в том числе с капиталистических Канады, ФРГ, Франции и других стран. Всего пришло более двадцати пяти тысяч вариантов. При этом члены жюри честно рассматривали каждую работу.

Победителем стал молодой выпускник знаменитого Строгановского училища Владимир Арсентьев. Молодому художнику великолепно удалось объединить в символе узнаваемую московскую архитектуру с беговыми дорожками. Так, сталинская высотка, изображенная в виде пяти беговых дорожек с пятиконечной звездой в самом верху и кольцами внизу стала лучшей работой. Правда, проект Арсентьева слегка доработали мастера-графики Валерий Акопов и Василий Дьяконов.

Всей страной у экранов телевизора выбирали официальный талисман Олимпиады-80. Ведущий передачи «В мире животных» Василий Песков в конце одного из выпусков обратился к зрителям с просьбой высказать свое мнение на тему того, каким должен быть официальный талисман. «Почти полсотни тысяч писем пришло в редакцию со всех уголков страны, от самых разных людей. Предлагали зубра, орла, пчелу, лошадь и даже петуха. Подавляющее большинство решило, что талисманом должен быть мишка», — вспоминал Василий Песков.

Изобразил знаменитого мишку московский художник, иллюстратор детских книг Виктор Чижиков. В отличие от талисмана мюнхенской Олимпиады, таксы Вальди, и монреальского бобра Амика, мишка смотрел прямо в глаза. Радостный взгляд располагал к себе и взрослых, и детей, и этот талисман до сих пор считают одним из самых удачных в истории Олимпийских игр. Однако и Миша требовал доработки, ведь каноничный рисунок надо было сделать объемным.

Кроме символа и талисмана следовало помочь иностранцам ориентироваться в незнакомом городе. Спортивные пиктограммы, на которых изображались разные виды спорта, разработал московский художник Николай Белков. В то время молодой Мастер был студентом Ленинградского высшего художественного училища, а пиктограммы стали его дипломной работой. В качестве прототипа он использовал систему пиктограмм немецкого художника Отла Айхера для Мюнхенской олимпиады 1972-го года. По мнению Белкова, немецкие пиктограммы не имели точного соотношения знакового поля и силуэта и создавали впечатление размытости. Пиктограммы Белкова стали четче, контрастнее и минималистичнее, глядя на них, сразу было понятно, какая дисциплина изображена. Позже Отл Айхер лично высоко оценил работу советского художника.

Кроме того, надо было создать систему графических символов для сервиса, над которой работал коллектив художников Мастерской прикладной графики Комбината графического искусства МОХФ РСФСР. Перед художниками стояла задача создать такие пиктограммы, чтобы гость столицы сразу понимал, какой именно вид сервиса здесь могут предложить. Все должно было быть выполнено в единой стилистике. Пиктограммы разделили на восемь категорий: торговля, питание, бытовое обслуживание, спортивные сооружения, транспорт, отдых, развлечения, экстренные службы. Цельность и стилевое единство позволили идентифицировать знаки и в рамках отдельной группы, и в отдельной системе. Например, пиктограммы из группы «питание» изображались в виде повара, который держит определенное блюдо. Так гость советской столицы без знания языка быстро определял, где находится блинная, шашлычная, чебуречная и так далее. Через два года система была удостоена Золотой медали на Международном конкурсе графического дизайна в чешском городе Брно.

Во всех городах, абсолютно везде присутствуют самые разные надписи. Поэтому нужен был специальный шрифт, чтобы сразу было понятно, что та или иная надпись относится к олимпийским играм. Разработку шрифта доверили московскому графику Анатолию Музанову, который сделал начертания латиницей и кириллицей. Благодаря этому, тексты на олимпийскую тематику выделялись на фоне всех остальных надписей. Всесоюзному научно-исследовательскому институту полиграфии доверили создание цветового спектра. Основными цветами стали зеленый, голубой и оранжевый.

Еще одной чертой Олимпиады-80 было грандиозное оформление советской столицы. Перед дизайнерами поставили задачу соединить в оформлении спорт и городскую жизнь. Объемно-пространственные установки, флаги, стяги, вымпелы — все это придавало городским улицам праздничный вид. Кроме того, к Олимпиаде-80 было изготовлено огромное множество сувенирной продукции с фирменной символикой. Канцтовары, одежда, техника, упаковка для еды и напитков — везде красовалась символика и талисман, тысячи советских предприятий работали на то, чтобы Олимпаиаду-80 вписали в историю.

Кроме всего прочего, московская Олимпиада запомнилась впечатляющим финалом двухнедельного праздника с церемонией закрытия. Сочетая мотивы, на первый взгляд, абсолютно разнородные, с греческой танцевальной классикой, русским народным хороводом и обрядовыми традициями народов союзных республик, авторский коллектив во главе с режиссером Иосифом Тумановым создал грандиозный прощальный праздник. Зрелище впечатлило не только сто тысяч зрителей на стадионе Лужники, но и миллионы телезрителей со всего мира. Московская Олимпиада стала первой в истории с проведением таких масштабных церемоний закрытия и открытия игр.