Коллекция Букварей Юриса Цыбульса

7 ноября 2021

Юрис Цыбульс из Латвии может похвастаться самой большой в мире коллекцией Букварей. Филолог по образованию собрал более 8 тысяч Букварей почти со всех стран мира на 1025 языках и диалектах. Коллекция Цыбульса 185 раз выставлялась в музеях, школах, библиотеках, клубах. Первая выставка прошла в 1987-м году в Москве на ВДНХ, где коллекционера наградили серебряной медалью. Потом он несколько раз приезжал в Россию, его выставки проходили в Санкт-Петербурге, Пскове, Казани. Последний раз с коллекцией Букварей Цыбульс приезжал в Калининград в 2019-м году, где случился неприятный инцидент. Среди экспонатов был немецкий Букварь издания 1940-го года, коллекционера обвинили в демонстрации нацистской символики, и выставку закрыли.

Разумеется, самая интересная часть экспозиции — это Буквари советского периода. Так наглядно можно изучить целую эпоху, увидеть, как менялись не только методы обучения, но и пропаганда в Советском Союзе. 10 октября 1918 года была введена новая орфография, которая стала такой, какой мы знаем ее сегодня, без Ять, твердого знака в конце слов и других символов, о которых все давно забыли.

«Азбука» Владимира Конашевича, 1918

Первой Азбукой с новой орфографией стало иллюстрированное издание художника Владимира Конашевича. Сама идея родилась случайно, когда его семья застряла на отрезанном армией Колчака Урале. Конашевич писал письма маленькой дочке — это были картинки на каждую букву алфавита. Так Конашевич, находясь в сотнях километров от семьи, обучал грамотности четырехлетнюю дочь Ольгу. Позже знакомые посоветовали издать картинки, так в свет вышла первая советская Азбука. Предметы в «Азбуке» были самыми разными, но понятными для детей: животные, растения, транспортные средства. Изображались они просто, без перспективных искажений. Художник говорил, что «дети с первого взгляда должны понимать картинку». Несмотря на то, что всего год назад произошла революция, а в стране шла война, в том букваре не было рабочих, крестьян, военных, любой другой пропаганды.

«Советская азбука» Владимира Маяковского, 1919

Владимир Маяковский был автором не только эпиграмм, но и карикатурных иллюстраций к каждой из букв. Книга предназначалась для взрослых. Основной аудиторией были красноармейцы, которых Маяковский хотел с помощью сатиры обучить грамоте и любви к стихам. Всего было напечатано пять тысяч экземпляров азбуки в пустующей Строгановской типографии.

«Долой неграмотность», 1920

Это еще одно издание для взрослых авторства Доры Элькиной. Пособие обучало азам чтения и письма на основе политических лозунгов. Учащиеся должны были читать по слогам такие фразы, как «Советы — набат народа», «Мы не рабы, рабы — не мы». Иллюстрации больше напоминали агитационные плакаты, были картинки со сценами из жизни пролетариата, изображения демонстраций с красными транспарантами и так далее. Уже через год Советская власть создала общество «Долой неграмотность», целью которого была ликвидация массовой безграмотности. Кураторами стали Михаил Калинин и Надежда Крупская. За десять лет общество обучило грамоте более пяти миллионов советских граждан.

Букварь «Пионер», 1925

Эта книга обучала школьников не только азам грамотности, но и устройству окружающего их мира. Пионерам рассказывала о жизни в городах и селах, о пролетарских профессиях, о животных, об измерениях длины, веса и времени. Разумеется, что сильна была идейная составляющая. Главные образы Букваря — Октябрьская революция и Владимир Ленин. Детство издание неразрывно связывало с понятием «наше», общим изображалось все: сады, школы, лагеря, заводы.

«Букварь» Николая Головина, 1937

Автор — заслуженный учитель РСФСР Николай Головин. Материал в этом Букваре располагался от простого к сложному: от чтения самых простых слов по слогам до прописей, от коротеньких рассказов о детских занятиях до стихотворений, посвященных, разумеется, Октябрю, Ленину и Сталину. Отличительная особенность — иллюстрации, к которым лично Головин предъявил свои требования. Изображения были яркими, позитивными и простыми, без лишних деталей. У картинок был предельно ясный назидательный и воспитательный тон.

«Букварь» Александры Воскресенской, 1944

Это одно из самых удачных пособий для младшей школы. «Букварь переиздавался девятнадцать раз. Секретом успеха стало удачное сочетание заданий на развитие памяти и воображения. Материал усложнялся очень плавно: от сочетания звуков к слогам, далее — к коротким словам, потом словосочетаниям и фразам. Основным мотивом иллюстраций стала размеренная и счастливая деревенская жизнь, так как, в первую очередь, Букварь предназначался для сельских школ.

«Букварь» Сергея Редозубова, 1946

Послевоенное издание иллюстрировало сценки труда и отдыха рабочих. Школьники изображались за внеклассным чтением, спортом, трудом. На основании картинок ученики придумывали короткие рассказы. Правда, «Букварь» оказался сложным для детей, не соблюдалось постепенное усложнение, сами страницы были перегружены иллюстрациями и столбиками. Однако методику обучения Редозубова научное сообщество признало успешной.

«Букварь» Всеслава Горецкого, 1971

Автор последнего советского Букваря — Доктор педагогических наук Всеслав Горецкий. Пособие построено не согласно алфавиту, а по частоте употребления букв. Начиналась книга с «А» и «О», а завершалась «Ь» и «Ъ». Учебник выходил вместе с прописями. Особенностью «Букваря» стала его игровая форма, а героями иллюстраций стали Буратино, Незнайка, Мурзилка. Задания часто были веселые. Букварь содержал много простых для запоминания стихов. Пособие Горецкого оказалось настолько успешным, что его переиздавали даже после распада СССР.

Есть в коллекции Цыбульса и новые Буквари, которые издавались уже после распада Советского Союза. Разумеется, что присутствуют учебники украинские, белорусские, казахские, латышские и других стран, бывших республик СССР. Сам коллекционер говорит, что для каждого человека самым красивым является его родной язык, и его изучение в раннем детстве — решающий фактор, чтобы человек осознавал свои корни. По мнению Цыбульса, дети должны обучаться на родном языке, несмотря на то, какой статус он имеет в определенный исторический момент.

Теги: книги