Классическое искусство не обходится без подделок

4 октября 2021

Наличие подделок под известные произведения искусства является значительной в области коллекционирования, как на уровне частных коллекций, так и в государственных музеях. В начале 2021 года Эрмитаж провел специальную выставку, включив в экспозицию коллекции трех музеев: юридически доказанные подделки и сомнительные предметы. Посетители могли самостоятельно сравнить оригиналы и подделки, познакомиться с докладами об обоснованиях и методиками исследований.


Ювелирные изделия императорского двора

Ювелирные предметы из коллекции Фаберже являются подходящим примером для такой ситуации. Красота и высокая стоимость данных произведений искусства породила не только большое количество копий и подражаний, но также огромное количество подделок. Государственные музеи могут и обязаны проводить экспертизу, но даже это не спасало в прошлом от неоднократного экспонирования изделий, которые были в дальнейшем признаны подделками.

Ещё одним направлением для исследований стало то, что яйца Фаберже, принадлежавшие императорскому двору, скорее всего подвергались переделке. Учёные предполагают, что было изменено несколько портретов.


Риски частных коллекций

Проведенная выставка позволила ближе познакомиться и даже провести исследование предметов антиквариата частных коллекционеров. Было интересно познакомиться с историей отдельных вещей, в том числе реставрации, починки, переделки и разнообразных добавлений. Исследователи особое внимание уделили документальным свидетельствам подлинности предметов при наличии реставрации, которая значительно отличается при проведении специалистами музея или коммерческими фирмами.

В результате чётко стала видна разница между:

  • музейной реставрацией;
  • коммерческой реставрацией.

Первая предполагает профессиональную реставрацию с сохранением исторической и художественной ценности для музея. Вторая — работа коммерческих фирм, часто основное внимание уделяющая красоте изделия для дальнейшей реализации. Основная проблема для владельца, это документальное доказательство подлинности, особенно после реставрации.


Основные задачи на будущее

Была достигнута предварительная договоренность с фирмой Цейс и представителями Музея Фаберже в Баден-Бадене о создании закрытой базы подлинных клейм. Это планируется осуществить с использованием современных информационных технологий.

Также Эрмитаж приобрел новейшую аппаратуру для реставрационного центра. Это поможет точнее делать сравнение эталона и спорных предметов, причем не только находящихся в Эрмитаже, но и в других музеях.