Как проводится экспертиза антикварных вещей?

1 марта 2021

В Минске в научном государственном институте судебных экспертиз искусствоведческие экспертизы проводятся не первый год, но с недавнего времени проверить ту или иную вещь на подлинность может любой желающий. Кроме того, специалисты разработали новейший и уникальный комплекс исследований. Эксперты могут дать такую информацию, как ту, где и когда было создано произведение искусства, кто является автором, и можно ли называть предмет ценностью.

Сотрудники института говорят, что на экспертизу попадают самые разные вещи от ценных картин до бабушкиных сервантов, а недавно принесли даже самурайский меч, который оказался настоящим. Чтобы оценить каждый отдельный предмет, специалист должен обладать большими знаниями в изобразительном искусстве, разбираться в антиквариате.

«Живопись, мебель, посуда, старинное оружие, музыкальные инструменты — с такими вещами нам приходится работать постоянно. При этом универсальных экспертов не бывает. Нет такого специалиста, который одинаково глубоко разбирается во всех видах искусства. Знания можно расширить, но максимум на три-четыре области», — говорит научный сотрудник Ирина Скворцова.

Работы у сотрудников института всегда много. То человек что-то с документами при ввозе предмета в страну напутает, то супруги при разводе не могут определить стоимость нажитого антиквариата. Бывает, что внук заинтересуется фарфоровым сервисом, который достался ему в наследство. Конечно, обращаются за помощью представители музеев перед покупкой очередного предмета.

«Совсем недавно работали с картинами, которые хотел купить дворец Пусловских в Брестской области. Сейчас в том дворце ведется формирование коллекции. Нам поручили определить подлинность полотен, время и место изготовления. В первую очередь, каждый заказчик хочет знать, являются ли предметы ценными. Вот только вопрос этот сложный. Вещь может являться музейной ценностью, но не представлять художественной ценности, это могут быть, например, предметы, которые принадлежали известным историческим личностям», — говорит сотрудник института Елена Сенькевич.

Одна из недавних экспертиз, которую выполнили эксперты, касалась шпалеры 17 века, которую изготовили французские мастера Обюссона. О ценности произведения хотело узнать руководство Мирского замка перед покупкой. Шпалера представляет собой безворсовый ковер большой площади, на котором изображена композиция на религиозную тематику, а по периметру находится бордюр в виде сложного орнамента. Шпалера оказалась ручной работы, изготовленной для замка Людовиков.

В декабре прошлого года на экспертизу принесли редкий и очень ценный слуцкий пояс, который недавно пополнил собрание Храма-памятника в честь Всех Святых в Минске. Такие пояса появились на территории Беларуси во времена Речи Посполитой, они являлись частью шляхетского мужского костюма. Этот аксессуар свидетельствовал о том, что его владелец представитель знатного рода. До 18 века такие пояса привозили из Польши, позже их научились делать здесь. Одна из фабрик открылась в Слуцке, ее хозяевами были князья Радзивилловы. Изделия фабрики считаются одним из символов Беларуси. Слуцких поясов в стране осталось совсем немного, их стоимость может достигать 25 тысяч долларов.

Чаще всех с подделками сталкиваются ювелиры. Экспертиза предмета начинается с визуального осмотра. С этого стартует поиск ответов на вопросы о том, в какой стране сделали украшение, в какую эпоху, кто автор, подлинный этот предмет или фальсификат? Эксперты работают только с предметами, по фотографии, какого бы высокого качества она ни была бы, заключений никто не делает. Однако время от времени все равно обращаются с такими вопросами. Бывают и более абсурдные просьбы: мол, у нас старинные наручные часы пропали, а браслет остался. Вы можете что-то сказать о часах по браслету?

«Регулярно применяем при проведении экспертизы технологические исследования. Например, часто проводим исследования в ультрафиолетовом и инфракрасном излучениях. С помощью этих технологий можно узнать массу удивительных вещей! Например, то, подвергался ли изучаемый объект реставрации. Если да, можем оценить, насколько сильно проводилась реставрация. Можно увидеть, как менялся замысел написания картины в процессе работы. Вот, к примеру, пейзаж с видом Рейна немецкого художника Георга Дегоде. С помощью инфракрасного излучения можно увидеть, что на картине была изображена ранее лодка, но в процессе написания художник стер ее. Невооруженным глазом это невозможно увидеть. Кстати, наличие таких правок — это одно из доказательств подлинности картины. А вот по автографу на полотне, вопреки расхожему заблуждению, о подлинности работы никто не судит», — говорит научный сотрудник Ирина Скворцова.

В последние годы часто покупают произведения искусства в странах Западной Европы. Нередко на таможне покупатели неправильно оформляют документы, а потом получают массу неприятностей.

«Это был антикварный кремниевый пистолет 18 века, который изготовили итальянские мастера-оружейники. На пистолете были интересные гравировки, а также фигурные накладки. Один коллекционер из Витебска купил этот пистолет на аукционе в Вене. На границе предметом заинтересовались таможенники. Пистолет отправили на баллистическую экспертизу, которая подтвердила, что, несмотря на почтенный возраст, он стреляет. Однако благодаря тому, что предмет представляет историческую ценность, владелец избежал больших неприятностей», — говорит Ирина Скворцова.

Напоследок Скворцова рассказала о раритетной бабушкиной мебели, которой нередко интересуются многие люди. По мнению экспертов, если предмет радикально не переделывали, то он может оказаться ценным. Если речь идет о мягкой мебели, то допускается перетяжка, ведь ткань быстро изнашивается. Раритетной сегодня считается мебель, произведенная до 1960-х годов. Однако, как говорит эксперт, встречаются интересные варианты даже 1980-х годов.