Известные случаи порчи музейных экспонатов

28 апреля 2020

В музеях в советское время кражи случались крайне редко. Данный вид преступлений не был тогда столь популярным. Ведь вывезти за границу антиквариат было невозможно. А если его продавать у себя в стране, то можно было сразу же попасть в руки правоохранительных органов. Однако все же встречались случаи порчи произведений искусства.

В 1965 году из известного всем Пушкинского музея похитили Портрет Святого Луки, написанный известным мастером Ф. Хальсем. Воры попали в музей в объявленный санитарный день и без труда вынесли картину. Пропажу обнаружили только день спустя. Это было громким преступлением в то время. Сразу найти воров не удалось. Найти картину помогла случайность: воры хотели сбыть картину внештатному милиционеру. На том и попались. Примечательно, что из-за сухого воздуха в помещении квартиры преступника полотно сильно пересохло. Для того, чтобы восстановить полотно, реставраторам понадобилось 2,5 года.

Известное полотно И. Репина под названием «Иван Грозный и сын его Иван» подвергалась действиям вандалов не один раз. Впервые ее испортил старообрядец по имени Абрам Балашов. Он был до крайности религиозным человеком, да к тому же психически неуравновешенным. Он сделал на полотне несколько порезов ножом в области лиц. Тогда полотно сильно пострадало и восстановлением занимался сам Репин. Но даже сам автор был не в силах вернуть картине её первоначальный внешний вид. В том же году полотно вернулось в Третьяковскую галерею.

Еще оно нападение полотно пережило относительно недавно — в 2018 году. Пьяный вандал запустил в картину тяжелый металлический оградительный столб. В результате сильно пострадала рама, а осколки от стекла испортили само полотно. На восстановление шедевра уйдет не меньше 10 000 000 рублей, не считая времени.

В 2001 году из Эрмитажа украли картину «Бассейн в гареме» Жан-Леона Жерома, стоимость которой составляет порядка 1 000 000 рублей. Примечательно, что кража состоялась среди белого дня. Преступникам не удалось продать картину, ведь сразу же поднялась шумиха, связанная с ее кражей. Только через 5 лет картину опять вернули музею, сделав это через приемную Г. Зюганова. Полотно было в крайне плохом состоянии. На его восстановление ушло 3 года.