История пасхального яйца

21 декабря 2022

Яйцо считается символом зарождения новой жизни. С доисторических времен люди наделяли его самыми что ни есть магическими свойствами. Часто древние художники использовали изображение яйца как символ происхождения мира. Плутарх и вовсе считал, что яйцо — это творец мира и всего живого, в том числе человека. Также древние поражались его форме — сложной и таинственной, в отличие от понятной сферы.

Самым почитаемым праздником в Древнем Египте являлся разлив Нила. Известно, что 6000-7000 лет назад египтяне в эти дни дарили друг другу яйца, ими также украшали храмы и различные святыни. Похожие традиции были у древних греков, персов, римлян. Археологи часто натыкаются на гробницы, а также на простые могилы, где лежат яйца. При этом древние египтяне для погребенных ритуалов много тысяч лет назад раскрашивали яйца символами. Более того, для самых богатых делали золотые или мраморные яйца — древние верили, что благодаря яйцу мертвый сможет переродиться. Археологи встречали подобные находки также при раскопках Трои и в Центральной Африке.

Первые крашенные яйца были красными. Этот цвет у большинства древних народов, как и само яйцо, являлся символом новой жизни. К примеру, племена эпохи Каменного века посыпали могилы красной охрой, а позже многие азиатские народы окрашивали яйца в красный цвет и ставили их на стол во время поминальных обедов. И они тоже верили, что яйцо, окрашенное в красный цвет — это символ перерождения. Известно также, что древние римляне красили яйца охрой и брали их с собой в храм, так как верили, что они помогут очиститься от грехов. На дальнем севере тоже были похожие традиции. Древние ирландцы обмазывали яйца кровью принесенных в жертву животных за неделю до весеннего солнцестояния, потом прятали их, а в праздник съедали всей семьей.

Таким образом, можно заметить, что яйцо и красный цвет — это символы жизни. Одними из самых почитаемых праздников у большинства древних народов были дни весеннего солнцестояния. Весна — это время посева, а люди всяческими способами просили богов и духов дать им в этом году хороший урожай. Пасха тоже приходится на эти дни, и постепенно традиция красить яйца перешла в христианство.

В эпоху последних римских императоров яйца уже красили и в другие цвета, чаще всего — в желтый и золотистый, бывали черные варианты. Также начали появляться яйца с нарисованными христианскими символами. Из Рима традиция красить яйца распространилась на другие европейские страны. Сначала она появилась во Франции, потом перешла в Англию. Представители европейской знати дарили друг другу на Пасху яйца, завернутые в золотую или серебряную фольгу. Считается, что начало этой традиции положил в седьмом веке английский король Эдуард I Плантагенет. В эти же времена в континентальной Европе существовала своя традиция: в опустошенную яичную скорлупу вкладывали тонкие листы папируса с написанными на них пожеланиями. Само яйцо раскрашивали либо оборачивали фольгой или тканью.

В Средние века появилась пасхальная игра, во время которой яйца разбивали. Появилось это развлечение в Англии, там даже организовывались соревнования с ценными призами для победителей. Правила игры просты и знакомы каждому: разбить яйцо соперника так, чтобы свое осталось целым. Многие игроки относились к этому развлечению с большой ответственностью. К соревнованиям могли готовиться целый год, при этом оттачивался не только правильный удар. Чтобы получить крепкое яйцо, кур особенным образом кормили и содержали. Также использовалась особенная технология варения яиц для соревнований, это же касалось хранения и изготовления краски с воском.

А вот в Россию традиция красить яйца пришла намного позже. Первый случай зафиксирован в 1673-м году, когда почтенный иконописец Богдан Салтанов подарил государю Алексею Михайловичу три праздничных блюда с красиво расписанными пасхальными яйцами. Известно, что на первом блюде красовались пять утиных яиц, на втором — семь гусиных, на третьем — тоже семь, но куриных. А в середине восемнадцатого века, когда в Российской империи научились изготавливать фарфор, на нескольких фабриках делали искусственные пасхальные яйца. Немного позднее появились яйца из декоративного стекла.

Обычные крестьяне тоже раскрашивали яйца, но они использовали свою технологию — писанку. При этом владели техникой росписи только единицы. Народные мастера знали, как приготовить краску, как расписать яйцо так, чтобы оно не только было красивым, но и стало оберегом. При этом народные писанки отличались огромным многообразием узоров, на яйцах гармонично могли дополнять друг друга растительные узоры, древнеславянские орнаменты, языческие и христианские символы. Такой подарок на Пасху всегда высоко ценился, люди же верили, что писанка защитит их от зла, а главное — поможет собрать в этому году богатый урожай.

Внимания заслуживает московская фабрика братьев-иконописцев Тюлиных, которые выпускали не просто искусственные пасхальные яйца, а уникальные вещи. Например, они изготавливали деревянные яйца-шкатулки, состоящие из двух половинок. Внутри они были покрыты матовой тканью, а снаружи на одной половинке мог быть изображен библейский сюжет на тему Пасхи, а на другой — изображение святого, покровителя человека, которому подарят яйцо. Также там изготавливали искусственные пасхальные яйца из папье-маше. Большим спросом пользовались изделия Федоскинской фабрики в Подмосковье. Предприятие прославилось на всю Россию декоративными шкатулками, детскими игрушками и, конечно, уникальными пасхальными яйцами из ценных пород дерева, которые расписывали вручную лучшие мастера.

Разумеется, что самыми знаменитыми и дорогими в истории пасхальными яйцами стали изделия фабрики Фаберже. Именно здесь была создана уникальная серия пасхальных яиц из драгоценных металлов и камней. Всего было изготовлено 71 яйцо, все они принадлежали императорской семье и приближенным к ней людям. У каждого изделия был свой секрет, ведь это были шкатулки с сюрпризом внутри. Также была серия яиц с портретами членов императорской семьи. Уникальными яйца также делала технология нанесения золота разных цветов: желтого, белого, зеленого и красного.