История легендарного производителя фотокамер Ihagee

25 апреля 2023

Любителям фототехники хорошо известны такие бренды, как Leica, Hasselblad, Nikon и другие. Однако по историко-политическим причинам в списке нет легендарной немецкой марки Ihagee. А ведь этот производитель стоял у истоков фототехники, также он может похвастаться своими уникальными разработками и открытиями.

Отец-основатель компании Йохан Стинберген родился 7 декабря 1886-го года в зажиточной семье предпринимателя, владельца магазина одежды в маленьком голландском городе Меппел. Ян Стинберген, отец юноши, вероятно, надеялся на то, что сын станет продолжателем семейного бизнеса, но тот был настолько увлечен оптикой и фототехникой, что он не противился. Между тем младший Стинберген все-таки перенял коммерческий талант. Еще школьником он покупал оптом карандаши, а потом продавал их одноклассникам. В старших классах Йохан уже владел собственной лавкой, которую ему помог открыть отец, где он продавал оптику, граммофоны и пластинки.

В 1905-м году Ян Стинберген умер, и магазин одежды перешел Йохану, который на тот момент только закончил школу. Вот только провинция никак не соответствовала амбициозному юноше, поэтому он продал все свое имущество и уехал покорять мировую столицу фотоиндустрии — немецкий Дрезден. В Германии Йохан прошел стажировку в компании Heinrich Ernemann Werke, где его заметили. В 1912-го году он взял кредит в банке и основал фирму Industrie und Handelsgesellschaft m.b. H. Kamerafabrik mit Kraftbetrieb, которая продавала фототехнику. Уже через год Йохан купил обанкротившееся производство Ludwig Loschau и наладил выпуск первой фотокамеры Photorex.

Дело быстро пошло вверх, и настало время заняться ребрендингом. Еще бы, название Industrie und Handelsgesellschaft m.b. H. Kamerafabrik mit Kraftbetrieb для фотокамеры никак не подходило. В последствии появилась аббревиатура IHG, а чтобы она была благозвучной, ее переделали в Ihagee. Даже во время Первой мировой войны завод не останавливался, и в 1915-м году началось производство более современных в то время камер Corona. Уже через десять лет компания Стинбергена изготавливала до тысячи единиц техники в день — огромный показатель для 1920-х годов. Сам предприниматель стал известным человеком и занялся политикой, заняв кресло консула родной Голландии в Дрездене. Во второй половине 1920-х годов была представлена камера Patent Klapp Reflex, полностью разработанная с нуля. Это была зеркальная однообъективная клаппкамера.

Немного ранее, в 1922-м году, в Ihagee появился механик, который не имел никакого отношения к фототехнике, там он занимался обслуживанием пишущих машинок в канцелярии. Никто даже не догадывался, что Карл Нюхтерляйн, помимо всего прочего, в тайне от всех заинтересовался фотоаппаратами. В 1933-м году он представил своему начальнику проект зеркальной камеры собственной разработки для пленки типа 127. Разработка Нюхтеркляйна опережала свое время. Его камера, получившая название Exakta, оказалась настолько удачной, что с 1935-го года Ihagee сконцентрировались только на этом проекте, усовершенствовав его. Спустя год появилась камера для пленки 135-го типа, которой повезло выйти вовремя, ведь именно в том году партнер и поставщик Leica представил дальномерную оптику нового поколения. Таким образом, новое детище Ihagee оказалось инновационным во всех отношениях. Да, на тот момент Ihagee Kamerawerk все еще не занимались оптикой, но это не было большой проблемой, ведь в Германии помимо Leica были еще Carl Zeiss, Meyer-Optik и Schneider Kreuznach.

Активная милитаризация Германии в конце десятилетия не лучшим образом повлияла на бизнес Стинбергена. Сокращение производства изделий гражданского назначения, голландское происхождение Йохана Стинбергена, еще хуже — его жена-еврейка стали причинами быстрого развала бизнеса. Мало того: еврейское происхождение супруги стало причиной запрета покидать Дрезден. Йохан Стинберген несколько раз пытался сохранить Ihagee, но постоянно терпел фиаско. В 1942-м году Стинбергену уже было не до бизнеса, на кону стояла жизнь семьи, и в мае он с женой и детьми бежал из страны. В итоге Стинберген оказался в американском Сан-Франциско, где получил должность консула Голландии. К тому времени все производство перешло в собственность национал-социалистической партии.

Выпуск продукции остановился, а вот гений Карл Нюхтерляйн, которому в родной Германии ничего не угрожало, продолжил работу. Нюхтерляйн получил патент на свое изобретение — SLR камеру, которая стала первой в истории «зеркалкой», где визирование происходит непосредственно через объектив. Однако незрелые технологии того времени не позволили наладить производство, идея была реализована только спустя восемнадцать лет на другом конце планеты — в Японии. Сам завод был полностью уничтожен в 1945-м году в результате массированной бомбардировки Дрездена американской авиацией. К слову, к тому моменту большинство сотрудников завода были уже мертвы или числились пропавшими без вести. Среди пропавших оказался и Карл Нюхтерляйн. После войны Восточная часть Германии вместе с Дрезденом оказалась в советской зоне оккупации, и Йохан Стинберген даже не пытался туда вернуться, продолжив карьеру дипломата в Америке.

Новые власти Восточной Германии смогли восстановить производство фотокамер. Правда, удалось наладить выпуск только модели Exakta. Технику продавали в страны Запада, она помечалась как Made in Soviet occupied Germany, позже — DDR (ГДР). Более того: новым инженерам даже удалось усовершенствовать довоенные разработки, и в 1949-м году появилась модель Exakta II. В начале 1950-х годов вышла упрощенная любительская модель Exa и профессиональная со сменной оптикой Exakta Varex. Сама компания полностью перешла в собственность восточногерманского правительства, став частью концерна VEB Pentacon. Йохан Стинберген пытался отсудить права на собственность своего бренда, но воевать с коммунистическим режимом оказалось безнадежным делом.

В 1965-м году Йохан Стинберген переехал в ФРГ и возродил свое предприятие Ihagee Kamerawerk AG, начав продажи Exakta Twin TL, TL 500 и TL 1000 — тех самых моделей, произведенных на основе разработок Карла Нюхтерляйна во время войны. Все эти камеры изготавливались в Японии компанией Casina. Таким образом, в те годы были абсолютно разные фотоаппараты Exakta, одни — из Восточной Германии, другие — из Западной. Вскоре Стинберген умер, а без него предприятие смогло проработать всего девять лет. В 1970-е годы немецкий производитель не выдержал жесткой конкуренции со стороны большой японской тройки Nikon, Canon и Fujifilm. А вот производство ГДР продолжало успешно работать, совершенствуя фототехнику вплоть до объединения двух Германий. Фотоаппараты пользовались спросом во всех странах соцлагеря. Exakta экспортировалась также в Советский Союз несмотря на то, что советская промышленность в этой сфере работала достаточно успешно. Некоторое время также выпускались любительские видеокамеры Exakta Cine Camera, которые предназначались только для экспорта в капиталистические страны. В середине 1980-х появилась профессиональная зеркальная камера со сменной оптикой Pentacon Six.

После открытия железного занавеса дела резко пошли вниз, как и советское, восточногерманское производство не выдерживало конкуренции с именитыми западными брендами. Фабрика полностью отказалась от профессиональной фототехники, переключившись на любительскую. Тем не менее, в 1990-е годы компания держалась наплаву, выпуская простые пленочные «мыльницы», а вот когда в начале двухтысячных началась эра цифровой фотографии, легендарный бренд окончательно ушел в небытие. И это несмотря на то, что несколько простых цифровых фотокамер Exakta увидели мир, но пережить революцию в мире фотографии этой компании, как и многим более известным, не удалось.