Искусство древних комиксов — лубок

20 ноября 2022

Лубок — это старинный вид графики, содержащий простые рисунки и надписи к ним. Зародился как народное творчество. Существует в форме гравюры по бумаге (литография), по дереву (ксилография) или металлу. Контуры раскрашивались от руки. В России лубок стал популярен в XVII веке в качестве прообраза газеты, листовки или комикса, некоторые даже служили украшением интерьера.

История возникновения лубка

Вы возможно будете смеяться, но изобретателями такой техники считают китайцев. Рисовать такие картинки по дереву в Китае начали ещё до VIII века, немного позже появляются гравюры по меди и литография. Китай, а чуть позже соседняя Индия создавали яркие и красочные картинки.

В Европу лубок пришел, как средство доходчивой агитации широких народных масс. Особенно популярны они были в периоды народных восстаний, например, Крестьянская война в Германии начала XVI века или Французская революция конца XVIII века. Также в Германии, Голландии и Франции стали выпускать картинки и даже целые книжки с эротическими изображениями и соответствующими текстами.

Периодически такие выпуски попадали и в Россию. Собственное издание лубочных картинок начали только в XVII веке с религиозной тематики. Веком позже появились сцены из обычной жизни. Русские изображения отличались строгостью и спокойными цветовыми решениями. Зачастую этими листами бумаги оформляли стены как обычные горожане, так и знать.

По вполне объяснимым причинам, с ростом популярности, государство и церковь установили надзор и цензуру, выпуск был ограничен типографиями по специальным разрешениям. Но часто требования обходили и на ярмарках можно было найти листки с достаточно свободной тематикой, которые быстро распродавались. Обеспеченные слои населения быстро пресытились лубком, а остальные слои населения разбирали листовки достаточно охотно.

В XIX веке практически все крестьянские избы были обвешаны лубочными картинками. К этому моменту тиражи каждого из выпусков составляли несколько тысяч, а на фабриках и сотни тысяч экземпляров. Их раскупали оптом коробейники (бродячие торговцы) и развозили в самые удаленные части Российской империи.

Технология и тематика лубка

Первоначально лубок был чёрно-белый. Первым этапом наносили контуры рисунка на доску (чаще всего из липы) и вырезали его острым инструментом. На втором этапе выступающий контур прокрашивался краской и отпечатывался на бумаге под прессом. Вскоре придумали печатные станки. Петр I пригласил специалистов из Европы, которые обучали мастеров.

Деревянные доски заменили медными, что существенно повысило качество и позволило прорисовывать мельчайшие детали. Для цветной росписи в ближайших деревнях организовывали целые артели из женщин и детей. Для раскраски применяли всего четыре цвета. На качество особого внимания не обращали, так как потребитель не был избалован большим количеством печатной продукции и ценил прежде всего юмор таких листовок.

Кроме развлекательной тематики, лубок нёс информационную роль: простые и понятные даже для неграмотного населения картинки служили первыми газетами и агитационными плакатами. Они несли важнейшую роль для общества:

  • поддерживали семейные ценности, воспитывали религиозность и нравственность, показывали, к чему приводит беспутный образ жизни, супружеские измены, пьянство и прочее;
  • были в ходу библейские сказания, церковные календари, копии дорогих икон и известных фресок, сборники святых на каждый жизненный случай с подписями;
  • картинки освещали политические, исторические и культурные события, отражая в картинках с краткими описаниями основные новости, дополняя их легендами и сказаниями, поддерживая патриотизм и восхваляя героические поступки, высмеивая трусость и слабость врага на поле боя;
  • на картинках изображались сказки про богатырей и всякие фантазии, близкие простым людям; первые ужастики про воскресших мертвецов и чудовищ, например, байка про быка, которого должен был зарезать мясник, но он превратился в человека и сам подвесил мясника на крюк; истории о людях с птичьими или даже двумя головами, а также о чудесном омоложении и прочие диковинные истории.

Часто идеи брали из реальных публикаций в прессе, только упрощали и сокращали текст для простого народа. Небольшие пояснения или стихи сопровождали каждую картинку: лист был поделён на 8 или 16 отдельных сюжетов. Иногда такие листы сшивали и получались небольшие книжки. Это могли быть народные сказания или краткий пересказ литературных произведений известных писателей Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Ивана Крылова и других.

Далеко не всегда авторы строго придерживались сюжета, поэтому лубок часто был похож на оригинальное произведение, как современные фильмы на книги, по которым сняты. Это считалось интеллигенцией низкопробным искусством, но народу нравилось и доходы от издания были огромными. Высокий спрос на лубки продержался до самого начала XX века. После революции госпредприятия прикрыли их выпуск, но отдельные художники ещё долго использовали приемы и стиль лубка в своих работах и агитационной продукции.