Фарфоровая эпоха «Чайки»: как советский завод керамики покорил сердца и столы страны
После окончания Великой Отечественной войны промышленность долго восстанавливалась, но в 1950-х...
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
После окончания Великой Отечественной войны промышленность долго восстанавливалась, но в 1950-х...
Если задаться вопросом, какой предмет является воплощением загадок и тайн, то первое, что придет...
Ситец — это легкий хлопчатобумажный материал, украшенный печатным рисунком яркой расцветки. Хотя...
Лубок — это старинный вид графики, содержащий простые рисунки и надписи к ним. Зародился как народное творчество. Существует в форме гравюры по бумаге (литография), по дереву (ксилография) или металлу. Контуры раскрашивались от руки. В России лубок стал популярен в XVII веке в качестве прообраза газеты, листовки или комикса, некоторые даже служили украшением интерьера.
История возникновения лубка
Вы возможно будете смеяться, но изобретателями такой техники считают китайцев. Рисовать такие картинки по дереву в Китае начали ещё до VIII века, немного позже появляются гравюры по меди и литография. Китай, а чуть позже соседняя Индия создавали яркие и красочные картинки.
В Европу лубок пришел, как средство доходчивой агитации широких народных масс. Особенно популярны они были в периоды народных восстаний, например, Крестьянская война в Германии начала XVI века или Французская революция конца XVIII века. Также в Германии, Голландии и Франции стали выпускать картинки и даже целые книжки с эротическими изображениями и соответствующими текстами.
Периодически такие выпуски попадали и в Россию. Собственное издание лубочных картинок начали только в XVII веке с религиозной тематики. Веком позже появились сцены из обычной жизни. Русские изображения отличались строгостью и спокойными цветовыми решениями. Зачастую этими листами бумаги оформляли стены как обычные горожане, так и знать.
По вполне объяснимым причинам, с ростом популярности, государство и церковь установили надзор и цензуру, выпуск был ограничен типографиями по специальным разрешениям. Но часто требования обходили и на ярмарках можно было найти листки с достаточно свободной тематикой, которые быстро распродавались. Обеспеченные слои населения быстро пресытились лубком, а остальные слои населения разбирали листовки достаточно охотно.
В XIX веке практически все крестьянские избы были обвешаны лубочными картинками. К этому моменту тиражи каждого из выпусков составляли несколько тысяч, а на фабриках и сотни тысяч экземпляров. Их раскупали оптом коробейники (бродячие торговцы) и развозили в самые удаленные части Российской империи.
Технология и тематика лубка
Первоначально лубок был чёрно-белый. Первым этапом наносили контуры рисунка на доску (чаще всего из липы) и вырезали его острым инструментом. На втором этапе выступающий контур прокрашивался краской и отпечатывался на бумаге под прессом. Вскоре придумали печатные станки. Петр I пригласил специалистов из Европы, которые обучали мастеров.
Деревянные доски заменили медными, что существенно повысило качество и позволило прорисовывать мельчайшие детали. Для цветной росписи в ближайших деревнях организовывали целые артели из женщин и детей. Для раскраски применяли всего четыре цвета. На качество особого внимания не обращали, так как потребитель не был избалован большим количеством печатной продукции и ценил прежде всего юмор таких листовок.
Кроме развлекательной тематики, лубок нёс информационную роль: простые и понятные даже для неграмотного населения картинки служили первыми газетами и агитационными плакатами. Они несли важнейшую роль для общества:
Часто идеи брали из реальных публикаций в прессе, только упрощали и сокращали текст для простого народа. Небольшие пояснения или стихи сопровождали каждую картинку: лист был поделён на 8 или 16 отдельных сюжетов. Иногда такие листы сшивали и получались небольшие книжки. Это могли быть народные сказания или краткий пересказ литературных произведений известных писателей Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Ивана Крылова и других.
Далеко не всегда авторы строго придерживались сюжета, поэтому лубок часто был похож на оригинальное произведение, как современные фильмы на книги, по которым сняты. Это считалось интеллигенцией низкопробным искусством, но народу нравилось и доходы от издания были огромными. Высокий спрос на лубки продержался до самого начала XX века. После революции госпредприятия прикрыли их выпуск, но отдельные художники ещё долго использовали приемы и стиль лубка в своих работах и агитационной продукции.