История рюмки. От изобретения до всеобщей доступности
Исторически сложилось так, что застолья являются одним из самых востребованных вариантов...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Исторически сложилось так, что застолья являются одним из самых востребованных вариантов...
Скульптура в своем миниатюрном виде существует достаточно длительное время. Направление...
Футбол — это отдельный мир со своей историей, в которой было немало курьезов и интересных...
Мало кто знает, но одним из мировых центров развития фарфоро-фаянсовой промышленности по праву считается город Рига. Это обусловлено целым рядом причин. Выгодное графическое расположение послужило толчком для строительства заводов в непосредственной близости к источникам сырья, не было недостатка и в рабочей силе. Важным моментом являлся также рынок сбыта – готовую продукцию можно было продавать не только в бескрайней Российской империи, но и за рубежом, все условия для экспорта в стране были созданы уже на момент открытия производств.
Рижская фабрика Кузнецова и ее изделия прославились на весь мир, но было еще одно воистину уникальное предприятие, которое оказалось незаслуженно забытым. Это фабрика Якоба Карла Ессена — знаменитого предпринимателя, продукция которого без преувеличения может считаться истинными произведениями искусства.
Учредитель завода — гениальный купец с удивительной предпринимательской жилкой
В Ригу Якоб Карл Ессен переехал вместе с родителями в 12-летнем возрасте. До этого семья жила на севере Германии, в Голштинии. Образование он получил по месту проживания, там и началась профессиональная деятельность человека, которому суждено было прославить рижский фарфор на весь мир. После нескольких лет работы на разных заводах молодой человек решил открыть собственное дело. Перепробовав несколько сфер деятельности, господин Ессен остановился на фабрике по изготовлению фарфоровых изделий. Данное направление промышленности по тем временам было весьма перспективным, и дело пошло.
Разрешение на открытие фабрики Якоб Карл получил в начале 1886 года. Крохотный заводик, где работал всего один небольшой паровой двигатель, начал функционировать в Милграбене — маленьком населенном пункте на десяток домохозяйств. Сырье и горючее для оборудования привозили водным транспортом, используя для этого преимущественно Рижский залив. Заводик представлял собой 3-этажное кирпичное здание с деревянными перекрытиями и двумя горнами. Буквально сразу же к нему пристроили подсобные помещения, в одном из которых поместили паровой котел, а во втором — паровую машину. Неподалеку соорудили деревянные сараи для хранения материалов и сырья, используемого в процессе изготовления продукции.
Перед открытием производства Ессен заручился поддержкой известного в Российской империи купца Храпунова, который взял в свои руки бразды правления после смерти учредителя в 1881 году. Дело Карла Якоба продолжили Хьюго Бокродт и Юлиус Ферман, фактически выведшие продукцию фабрики на международный рынок.
В первое время для изготовления фарфора использовали сырье, привозимое из Германии. Местным было лишь топливо и ручной труд. Линейка продукции включала высококлассную фарфоровую посуду, которая моментально получила мировое признание и была удостоена многих наград. Так, к примеру, в конце 1896 года на тематической выставке в Нижнем Новгороде изделия получили сразу две медали, взяв первое и второе место за безупречный внешний вид. На международной выставке, прошедшей в Петербурге на срезе веков, фарфор от фабрики Ессена (название предприятия после смерти основателя осталось неизменным) получил золотую медаль, а в 1901 году он был удостоен главной награды на рижской юбилейной выставке. Интересно то, что одно из известнейших изделий завода — красная фарфоровая ваза, украшенная позолотой, сохранилось до наших дней и сейчас является одним из экспонатов музея фарфора во дворе Конвента.
Развитие предприятия
В главном корпусе предприятия, помимо камер горнов, функционировал цех по приготовлению капельной и фарфоровой массы. Оборудование (мешалки, мельницы, насосы и т.д.) работало от простейшей паровой машины, состоящей из элементарного двигателя и массивной трансмиссии. В отдельном помещении располагался паровой котел, там же находился электрогенератор, обеспечивающий питание двух электромоторов, один из которых был необходим для работы насоса, качавшего воду из скважины (не только техническую, но и питьевую). На втором этаже в отдельном цеху выполняли глазуровку продукции, а на третьем функционировал формовочный отдел. Между этажами заготовки перемещали вручную.
В 1890 ассортимент продукции пополнился изоляторами для линий электропередач и телефонии, а также электроустановочным фарфором, который по тем временам был в большом дефиците. Спрос на эти изделия оказался просто огромным, его поставляли за рубеж, не только в Россию, которая была основным покупателем, но и в другие мировые государства. Благодаря стремительному повышению спроса, пришлось в срочном порядке расширять производство и набирать дополнительный персонал. Количество работников завода увеличилось с 278 человек в 1895 году до 600 в 1913-м.
В 1896 году началась реорганизация производства. Несколько участков завода перестроили полностью, установили новые горны, постепенно стали внедрять инновационные по тем временам технологии, такие как установка ручных штамповочных прессов и современного оборудования для изготовления штамповочной массы.
А что же было в ассортименте?
В линейку продукции помимо технического фарфора (уже упомянутые выше изоляторы) входила высококачественная хозяйственная посуда: всевозможные тарелки диаметром в 15, 20 и 24 см, салатницы, соусницы, горчичницы, селедочницы и прочая утварь. Выпускало предприятие и красивейшие сервизы на 12 персон, масленки, чашки, хлебницы и многое другое. Что касается декора, то по состоянию на 1901 год для украшения продукции использовалась так называемая «лента», «золоченые усики» и «печатанье».
Объемы производства наглядно демонстрирует тот факт, что в течение одного лишь 1900-го года на предприятии израсходовали 1056 тонн белой глины, 1968 тонн серой и 72 тонн камней. На производство форм пошло 115,2 тонн гипса. На обжиг продукции пришлось потратить более 4211 тонн угля и 9227 кубометров дров. Это позволило изготовить больше тысячи тонн фарфора в достаточно широком ассортименте.
Пожар, заставивший все начинать заново
В марте 1908 года предприятие настигло несчастье. Из-за сильного пожара пришлось полностью остановить работу фабрики и уволить ее сотрудников. Первый и второй этажи выгорели, на их восстановление ушло больше года. Деревянные межэтажные перекрытия заменили железобетоном, установили новое современное оборудование, позже увеличили количество станков, переоборудовали лабораторию, установили фильтр-пресс. Удивительным образом к концу 1909 года удалось вернуть прежние объемы производства. Через три года фабрику расширили путем возведения нескольких 1-этажных пристроек, которые использовались в качестве складов для хранения материалов и готовых изделий. В 1913-м над третьим этажом стали строить четвертый, работы были полностью завершены в течение года. Возникла необходимость в отдельном помещении для хранения форм и капов, поэтому пришлось строить склады, которые уже стали 2-х этажными. Параллельно с этим построили и небольшой деревянный склад, который стоял на столбах из кирпича.
Работа фабрики во время Первой мировой войны
С началом войны предприятие не прекратило работу полностью, но темпы производства заметно замедлились. Это было вполне объяснимо: недостаток сырья и проблемы с его доставкой, низкий спрос. С приближением фронта деятельность пришлось остановить, а в 1915 году и вовсе эвакуировать оборудование на Украину в г. Славянск. Ранее там функционировала еще одна фабрика Ессена, но она сгорела в 1914 году, и вот именно на базе полуразрушенного предприятия легендарному производству был дан шанс на вторую жизнь. Это положило конец работе предприятия в Риге, так как на нем осталось лишь то, что было невозможно вывезти.
Ассортимент продукции во времена Первой Республики
После войны рижскую фабрику удалось восстановить, хоть на это и ушло огромное количество времени. Так как основным конкурентом была фабрика Кузнецова, чья продукция пользовалась заслуженной популярностью во многих уголках земного шара, предприятию Ессена пришлось выпускать то, что покупали, чтобы таким образом удержаться на плаву. Основу ассортимента составили электрический фарфор и изоляторы, чуть позже наладили выпуск сантехники и хозяйственной посуды, но даже несмотря на это, два из четырех горнов простаивали.
В 1940 году дело пошло, спрос на фабричную продукцию заметно увеличился. К примеру, в Риге на ул. Элизабетес, 51 находился магазинчик, в котором практически никогда не наблюдалось недостатка в посетителях. Люди покупали посуду и оригинальные сувенирчики, а на предприятии по индивидуальному заказу изготавливали шикарные вазы и прочие подарки для высокопоставленных чиновников и известных личностей. Нередко изделия фабрики выставлялись на благотворительные аукционы, в немалых количествах поставлялись они и за границу. Оптовые продажи велись на ул. Тиргоню, 12, купить продукцию оптом можно было и в конторе предприятия. А вот в розницу изделия продавались в знаменитом торговом доме «Jaksch & Ko», который по праву считался одним из самых злачных мест Риги.
Несмотря на красоту и высочайшее качество, стоила посуда от фабрики Ессена гораздо дешевле большинства аналогов по той простой причине, что сырье (песок и гипс) использовалось местное. Топливо тоже было своим, его не приходилось доставлять издалека, как раньше. Интересно, что в 1937 году руководство фабрики решило поэкспериментировать и поручило мастерам создать фарфоровый сервиз, который внешне напоминал бы изделие из свинца. Стоимость новинки составила 25 латов. Помимо классической посуды выпускали также декоративные тарелки, емкости для специй в смешном дизайне и многое другое.