Дымковский народный промысел

28 августа 2022

Знаменитые дымковские игрушки происхождением из кировской области, ранее это место носило название Дымковская слобода Вятской губернии. Отсюда и происходит два варианта названий: дымковская и кировская. В любом случае, каждое изделие удивительно красиво, полностью индивидуально и неповторимо, так как мастера не делают серий, у каждого изделия свои особенности.

История происхождения ремесла

В этой местности глина всегда была в изобилии и широком доступе. Приблизительно в XV веке одним заботливым родителям пришла в голову мысль лепить свистульки для развлечения деток. По другой версии возникновение первых свистулек связано со странным праздником называемом «свистопляски». Согласно истории, в 1392 году (по некоторым источникам в 1418) произошло Хлыновское побоище, когда пришедших на помощь устюжан приняли за врагов и разбили вятчане, за что их современники назвали «слепородами и свистоплясами».

На этом месте располагался огромный ров и в нем была возведена часовня, в которой через месяц после Пасхи проводили панихиду по павшим воинам. После этого начиналась ярмарка с играми: дети свистели в глиняные свистульки, а взрослые покупали глиняные шарики разного размера и кидали их в овраг вместе с детьми.

Собственно, с такой ярмарки, просуществовавшей вплоть до революции, и пошло массовое распространение свистулек с уникальной росписью. Но привычный нам облик такая игрушка получила в XIX веке благодаря тому, что к этому моменту практически все жители поселения делали фигурки и разукрашивали их вместе с детьми, чтобы весной отвезти на распродажу в крупнейшие города России: Москву, Оренбург и прочие.

Технология производства и основная тематика

Для основы игрушки используют местную глину, которой после перемешивания с речным песком придают форму отдельных деталей. После чего изделие собирают, склеивая той же глиной и выравнивая швы. Дальше просушка от 2 до 45 дней, длительность определялась величиной изделия, и обжиг в печи, где температура достигает 850°C. Фигурка обмазывалась несколько раз мелом, разведенным в молоке, и раскрашивалась темперными красками на основе яиц и кваса, для блеска и яркости игрушка покрывалась вспененными яичными белками. Рисунок делали палочками и перьями.

Сейчас, благодаря изобретению новых материалов, глиняное изделие покрывается 2-3 раза темперными белилами, используются насыщенные анилиновые красители и кисти из натурального ворса.

Но, как и раньше для дымковской росписи используется классическая цветовая гамма: красный или алый, желтый, оранжевый или даже золотой, синий и зеленый; для рисунка применяют строгие геометрические узоры; на готовое изделие добавляют маленькие кусочки сусального золота для придания законченного вида.

Первые создатели свистулек использовали знакомые образы домашних и диких животных, птиц. Позже начинают изготавливать фигурки людей в национальных костюмах, скоморохов, героев народных сказаний, отдельных персонажей, занятых обычной деятельностью в окружении предметов сельского быта. Когда в советские времена игрушка стала производиться серийно, то основные принципы и тематика были сохранены. Роль дымковской игрушки в развитии Кирова настолько велика, что в 2010 году в самом центре города она была увековечена в виде памятника, а в 2011 году был открыт музей, насчитывающий более 700 экспонатов.