Статуэтки-миниатюры: зарождение и существование моды на декор
Скульптура в своем миниатюрном виде существует достаточно длительное время. Направление...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Скульптура в своем миниатюрном виде существует достаточно длительное время. Направление...
Футбол — это отдельный мир со своей историей, в которой было немало курьезов и интересных...
Не только у людей есть день рождения, оказывается такой день отмечают и для кофемолки 3 апреля....
Современным детям слова с приставкой «диа», вроде диафильм, диаскоп или диапроектор вряд ли знакомы, тогда как у всех, кто родился в советские времена, эти слова вызовут легкую ностальгию. Сама приставка «диа» от греческого «δια», переводится как «через» или «сквозь». Кадры, которые просматривали на просвет, часто с проекцией на стену или на белую простыню, назывались «диапозитивы».
Вторая часть слова подчеркивает то, что кадр позитивный, как противопоставление негативу в фотографии. Изготавливали диапозитивы на фотопленке, стеклянных пластинах или в виде простой прозрачной пленки, где лектор рисовал определенные схемы и иной материал в целях демонстрации на экран для большой аудитории. Современный аналог диапозитива — это слайд.
История диапозитивов
Основная идея возникла из принципов работы человеческого глаза. Впервые успешно смогли применить идею для создания фотографии в 1907 году: применяли стеклянную пластину с тончайшим слоем картофельного крахмала и панхроматической эмульсии, чувствительной к солнечному свету.
Этот первый диапозитив именовался «автохромная пластина» и успешно просуществовал до 1930-х годов, когда начали реализовывать новые технологии и к пластинкам добавилась роликовая пленка. С этого момента начинается активная конкуренция между производителями черно-белой и цветной пленки, а потом и между позитивной (обращаемой пленкой) и негативной.
Основным достоинством первой было то, что для того, чтобы показать кадр собеседнику, не требовалась его печать, его можно было показать сразу, но, разумеется, требовалось специальное приспособление. В то же время конкурент — негативная пленка успешно дожила до 1990-х годов прошлого века, пока ее не стала теснить цифровая фототехника.
Разновидности диапозитивов
Самый простой диапозитив — реверсный, на обычной 35-мм фотопленке с соответствующей обработкой. Размеры кадра могли быть 24×36 мм или 18×24 мм и почти в каждом доме был специальный проектор, с помощью которого можно было смотреть такие изображения. В то же время более популярен был способ оформлять каждый кадр в отдельности. Стандарт рамки 50×50 мм, в продаже обычно были в картонном оформлении с описанием, но коллекционеры приобретали пластиковые разъемные рамки, которые были значительно долговечнее.
Для профессиональных задач, например, для использования в полиграфической промышленности (журналы, открытки, календари и прочее) использовалась особая пленка 61,5 мм (кадр 58×58 мм). Высочайшее качество и великолепная цветопередача таких диапозитивов позволяла получить кадры в хорошем разрешении и их было приятно рассматривать даже на огромных экранах, но и рамки им были нужны побольше: 70×70 мм.
Из нескольких диапозитивов на сплошной пленке в 30-50 кадров получался диафильм. Фильмоскоп в затемненной комнате был одним из любимейших развлечений детей 1970-80 годов, так как мультики показывали редко, не говоря уже о современных каналах для детей. Но кроме сказочных сюжетов, можно было найти немало общеобразовательных материалов в форме диафильма, в частности, прогуляться по улицам красивейших городов СССР или заглянуть за двери музеев страны. Компания, выпускавшая подобную продукцию в СССР, так и называлась — студия «Диафильм».
Когда появились диапозитивы в стерео-формате — это был огромный прогресс. Для них потребовались новые проекторы — стереоскопы, а просмотр изображений шел со сдвоенных изображений — стереопар. Чаще всего это были простенькие комплекты из 6-8 карточек и больше с народными сказками, литературными произведениями, историческими сюжетами, тематическими учебными пособиями. В те времена стереопарами активно обменивались, их даже искали. Специализировался на их выпуске завод «Диафото».
Устройство для просмотра
Простейший диаскоп не требовал подключения к электросети и каких-либо дополнительных приспособлений: в щель вставляли диапозитив и рассматривали его через специальное окошко, направив на свет. Одно время стали популярны сувениры: неразборный диаскоп с типичным видом курорта. Также фотограф под заказ делал интересное семейное фото, например, на берегу моря, и приносил слайд, встроенный в определенного вида небольшой диаскоп. Это могла быть ракушка, беседка или иная интересная сама по себе фигурка с секретом.
Более сложные модели имели самостоятельную подсветку часто от батареек и лупу. Этот прибор не требовал затемнения и благодаря компактности мог использоваться в любом удобном месте. А для домашнего или офисного использования брали диапроектор, так как коллективный показ иначе было не организовать.
Принцип работы стереоскопа был подобен своим предшественникам, они походили на небольшие бинокли. После Второй мировой войны фильмоскопы усовершенствовали до простых и понятных конструкций, справиться с которыми могли даже дети. При семейных просмотрах, тот, кто управлял сменой кадров, считал себя почти киномехаником. Универсальные устройства-диапроекторы, которые могли справиться и с диапозитивами, и с диафильмами ценились особо. Для экономии времени на смену кадров и для удобства использовались диамагазины на 50 слайдов, а для специализированного использования, к примеру, для агитации в лечебных учреждениях изготавливали подсвечиваемые изнутри световые короба.
Ценители ретростиля трепетно хранят и ищут остатки сохранившихся мгновений прошлого. Ведь на таких прозрачных картинках можно увидеть и виртуально вернуться в тот мир, которого уже больше нет.