Французские модные иллюстрации
Мода стремительно меняется. Вспомнить, что носили в прошлом веке или даже несколько лет назад,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Мода стремительно меняется. Вспомнить, что носили в прошлом веке или даже несколько лет назад,...
Русский фарфор (дореволюционного периода), история которого длится не одну сотню лет, даже в...
Светлана Владиславовна Голембовская (также в источниках встречается фамилия Болзан, 1927-2016) —...
Западные знаменитости часто инвестируют в произведения искусства. Работы великих мастеров со временем дорожают, а сами коллекции приносят владельцам радость и гордость. К примеру, Леонардо Ди Каприо собирает Дали и Пикассо, в коллекции Мадонны есть работы Фриды Кало и Тамары Лемпицки. А что коллекционируют российские знаменитости? Разница между отечественными, голливудскими и европейскими знаменитостями велика. В западном мире знают, как правильнее инвестировать, и денег там больше. У нас в коллекционных пристрастиях знаменитостей заметны отголоски советского товарного голода и тоски по шику. До октября 1917-го года все было иначе.
Первым, кого стоит вспомнить, является Федор Шаляпин. В 2004-м году в аукционном зале на Нью-Бонд-стрит с молотка ушли полотна Бориса Кустодиева, Михаила Нестерова, Абрама Архипова и других художников. Коллекцию купили за 900 тысяч фунтов стерлингов. И это был не единственный аукцион, где наследники певца продавали собранные им богатства. Шаляпин умел считать деньги, он знал, что такое грамотные инвестиции. Исполнитель был не только певцом, но и талантливым бизнесменом. В России он стал монополистом по поставкам грима для императорской сцены. На Западе Шаляпин покупал произведения искусства. Певец дружил со многими знаменитыми художниками своего времени и мог позволить себе дорогие покупки. Его заработкам может позавидовать любая современная знаменитость. За одно выступление в императорском театре Шаляпину платили сорок тысяч царских рублей, сегодня это приблизительно 135 миллионов нынешних. Когда не стало дореволюционной России, не стало и коллекций произведений искусства.
В сталинском СССР звезды зарабатывали больше обычных граждан, но по сравнению со временами царской России гонорары были мизерными. Михаил Зощенко за тоненькую книжку рассказов в 32 страницы получил 2 тысячи рублей. Известный в те времена артист Владимир Хенкин читал эти рассказы со сцены и за пять концертов заработал те же 2 тысячи рублей. Однако это совсем немало, ведь обычный рабочий зарабатывал до 300 рублей в месяц. В те годы комиссионные магазины ломились от произведений искусства, картин замечательных художников, антиквариата, фарфора. Все продавалось дешево — у основной массы советских людей на такие предметы не было денег, люди думали о еде, а у партийных деятелей, директоров, номенклатуры напрочь отсутствовал вкус. Мало того, такие предметы покупать было опасно — могли обвинить в ностальгии по буржуазному прошлому.
Лучшие артисты, певцы и режиссеры, преуспевающие драматурги зарабатывали в сталинские времена до 40 тысяч рублей. Они могли бы собрать прекрасные коллекции, но это не было принято, считалось странным. Конечно, звезды тех времен покупали антикварную мебель, красиво обустраивали дома и квартиры, из заграницы привозили то, чего в СССР не было. На фоне товарного дефицита появился культ потребления, и коллекционирование произведений искусства не укладывалось в систему ценностей той эпохи. Типичный коллекционер тридцатых годов — это подпольный, одержимый к собирательству «Плюшкин», внешне нищий богач, и никто не понимал, откуда деньги у такого человека. Деньги у него появлялись от перепродажи купленных по дешевке и отреставрированных шедевров. Такой человек жил в страхе, ведь ходил под «статьей», в его дверь могли постучать в любой момент. Именно таким человеком был собиратель Феликс Вишневский, коллекцию которого сегодня можно увидеть в Музее Тропинина.
Разумеется, исключения были. Великолепную художественную коллекцию собрал Исаак Бродский. Чуковский писал, что до революции в портретах и декоративных панно Бродского «звучала неподражаемая, волшебная и изысканная музыка». Потом музыка стала другой: он поставил на поток производство портретов вождей. Не многие знают, но большинство работ писали «художники-негры», ведь страна нуждалась в портретах Троцкого, Зиновьева, Калинина, Ленина и, конечно, Сталина. Живописец стал директором Всероссийской Академии художеств и советским богачом, собрал шестьсот картин русских классиков. Свою коллекцию он завещал стране.
И после войны, и с наступлением хрущевской оттепели коллекционирование оставалось криминальным делом. Садились те, кто собирал, покупал и продавал советские ордена, старинные иконы, царский фарфор. МВД открывало дела, связанные с антикварными магазинами, ведь перепродажа художественных ценностей попадала под статью. В шестидесятые-семидесятые в моду вошло коллекционирование старинных икон. Иконы искали в деревнях, где были заброшенные церкви. Покупали старинные артефакты и у простых деревенских жителей, ведь выкупить икону у деревенской старушки было намного дешевле, чем в антикварной лавке. Старинные русские иконы высоко ценили иностранцы, но вывезти их из страны было делом не простым.
Брежневскую «эпоху застоя» можно назвать лучшим временем, русский авангард стоил копейки. Ценную картину в антикварной комиссионке можно было купить за двести-триста рублей — это хорошая советская месячная зарплата. И все же в те времена советские знаменитости если и коллекционировали что-то, это были милые, недорогие, не имевшие художественной ценности предметы. Владимир Высоцкий собрал полтысячи зажигалок. Олег Даль коллекционировал фигурки бегемотов. Андрей Миронов собрал коллекцию из двух тысяч джазовых виниловых пластинок. Юрий Никулин и вовсе коллекционировал не предметы, а анекдоты, которые записывал в тетради. Список можно продолжить, включив в него современников. Телеведущий Юрий Гальцев коллекционирует галстуки. Фигуристка Ирина Слуцкая предпочитает слоников. Певица Ирина Отиева тоже, судя по всему, любит животных и коллекционирует фигурки свиней. У Лолиты Милявской более дорогое увлечение — она собирает антикварный фарфор. В 1991 году певица увидела в антикварном магазине красивую чайную пару, заплатила за нее 250 долларов и стала коллекционером.
Недешевое увлечение и у актера Александра Калягина, который коллекционирует часы. Было время, когда он тратил на хобби все свободные деньги, много часов ему подарили. В коллекции актера есть часы, побывавшие в космосе, а также аксессуар, который носил Фидель Кастро. Редкие и дорогие часы коллекционирует Николай Басков. На 45-летие певцу подарили украшенный бриллиантами хронометр ручной работы от ювелира Джейкоба Арабо. По словам Арабо, цена предмета один миллион триста тысяч долларов. Часы коллекционируют Александр Цекало и Михаил Шуфутинский. У рэпера Тимати тоже есть увлечение — фигурки персонажей «Звездных войн». Валерий Меладзе коллекционирует сабли и кинжалы, похожее увлечение у Олега Газманова — шашки.
Все это меркнет рядом с собраниями голливудских звезд. И все же исключения в России есть. Например, Григорий Лепс собрал уникальную и огромную коллекцию икон. Его коллекция — одна из крупнейших в мире, эксперты оценивают ее в пять миллионов долларов. В 2017-м коллекция Лепса выставлялась в Государственном Историческом музее. Гости выставки могли увидеть множество шедевров миниатюрного письма, работы Оружейной палаты и старообрядческих мастеров, произведения иконописца Палеха. Одну, самую дорогую для себя икону Лепс собирается взять с собой в последний путь.
Звезда российской эстрады говорит, что коллекционировать иконы начал в 2001-м году. Ради одной из своих первых икон певец расстался с роскошной шестилитровой машиной Audi A8 с тремя телевизорами и двумя холодильниками в салоне. «Лишних денег в тот момент не было. К продавцу я приехал на машине, а ушел пешком, но с иконой», — вспоминает Григорий Лепс.