Фарфор Попова:
история энтузиазма
Любое великое дело начинается с увлечённости и энтузиазма.
Умение видеть больше и дальше, чем все, желание воплотить свою мечту, пусть
понятную только мечтателю, – всё это движет каждым основателем. Не имеет
значения, в какой сфере пытается себя проявить такой энтузиаст: в искусстве или
промышленности, в отвлечённых и возвышенных или абсолютно прозаичных делах, –
элемент творчества будет неотъемлемой частью такого дела. Именно таким
мечтателем, не лишённым, тем не менее, деловой хватки, был купец Алексей
Гаврилович Попов. Фарфор XIX века, самое хрупкое и самое красивое наследие,
пережившее века, создававшееся в качестве банальной альтернативы привозному,
предмет коллекционирования и восхищения – вот что стало делом его жизни.
Фарфор Попова получал признание на различных промышленных
выставках, сам Попов был удостоен ордена св. Станислава IV степени, а его сын,
такой же приверженец развития фарфорового искусства – орденами св. Анны III степени и св. Владимира IV степени. Эти
награды о многом говорили современникам купеческой династии Поповых, но вряд ли
впечатлят нынешнее поколение. Зато удивительные статуэтки, изящная посуда,
жанровое своеобразие росписи и неповторимое очарование цветовых решений – главные
аргументы, которые движут коллекционерами и просто ценителями прекрасного. Ведь
удивительное и чудесное – самый очевидный показатель того, что какому-то делу
кто-то посвятил жизнь.
Именно об этом способна рассказать умеющим слушать каждая статуэтка.
Попов не был лидером и основателем, ведь даже само предприятие досталось ему от
Карла Мелли – бывшего комиссионера фабриканта Гарднера. Однако он был тем, чьё
стремление к совершенству проявилось в ежедневном, целенаправленном,
созидательном труде, который способен расширить рамки обыденности. И если в
1810 году завод ориентировался на французские и немецкие образцы, то уже к
1820-м выработались собственные неповторимые черты заводского фарфора с
подглазурным клеймом «АП». Собственные формы, тщательно продуманная палитра
красок, уникальный состав фарфоровой массы – всё это сделало продукцию завода
необычайно востребованной. И хотя фабрика Попова не могла сравниться с
масштабностью и известностью производства Гарднера, основанная в 1804 году, она
просуществовала более полувека и оставила потомкам прекрасное, самобытное и
удивительное наследие. Искусствоведы считают завод Попова вторым в России по
качеству продукции и ассортименту после известного гарднеровского. Жанровые
сценки из фарфора, фольклорные мотивы, светское изящество, простота
повседневных предметов, хрупкое очарование посуды – художественное наследие
целеустремлённого купца-энтузиаста.
Скромное величие
фарфоровой посуды
Как и любое искусство, изготовление фарфора имело свои
тенденции, следовало моде, отдавало дань традициям и разрабатывало новаторские
техники. Ассортиментный ряд фарфоровых фабрик был ориентирован на потребителей,
поэтому качественная, добротная, избавленная разного рода вычурности посуда –
основное направление деятельности. Однако ни один художник не способен остаться
в рамках стандартов и банальности, поэтому даже при самых скромных ресурсах
находятся энтузиасты, которые привносят элемент творчества в любое дело. И
тогда на стандартных подносных блюдах появляется удивительная по сочности
красок и богатству узора роспись, а бытовые сценки, выполненные в фарфоре,
кажутся фрагментом замершей на секунду жизни.

Значительный объём производства на фабрике Попова приходился
на изготовление грубой, так называемой «трактирной» посуды. Она была добротной
и качественной, прочной и дешёвой, поэтому пользовалась спросом у крестьян и
мещан. Поповская посуда прочно вошла в быт простого народа того времени, тем
более, что мастера всё равно вкладывали душу даже в самые прозаичные формы. И
наряду с практичностью и простотой, эта посуда всё же была красивой благодаря
скромным узорам и гармоничной цветовой палитре.
Фарфоровые статуэтки фабрики Попова сегодня украшают многие
музеи и частные коллекции. Героями этих статичных сценок, как правило, были простые
люди, но благодаря искусству создателей даже обыденность приобретает особое
звучание. В танце, в работе, на отдыхе – фарфоровые герои отличаются
невероятной реалистичностью и точностью воспроизведения деталей. Они вбирают в
себя удивительные грани художественного восприятия, передают настроение и
создают его – у тех, кто открыт для всего нового, талантливого, совершенного.
Создатели интернет-магазина «Лавка Старины», представляющие ценителям
уникальную коллекцию старинного фарфора, предлагают разделить восхищение яркой
самобытностью фарфора Попова.