Металлические истории: искусство и традиции Мстеры
Значительное влияние на развитие обработки металлов на Руси исторически принадлежит...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Значительное влияние на развитие обработки металлов на Руси исторически принадлежит...
Выражение своих мыслей и чувств через искусство — это универсальная потребность, присущая...
Клоунада — это один из древнейших видов искусства и развлечения, который имеет глубокие...
|
|
Умение видеть: неброская красота старинного фарфора
Фарфоровая посуда и статуэтки в качестве предмета коллекционирования вызывают противоречивые чувства. Некоторые изделия не имеют особой художественной ценности, не впечатляют именем известного скульптора или художника. Надглазурное клеймо на дне тарелки ни о чём не скажет неискушённому собирателю диковинок, поэтому иногда выбор очередной вещицы происходит на интуитивном уровне. Разумеется, есть эксперты, есть подробные описания той или иной товарной позиции керамика гжели на аукционе или в антикварном магазине. Только иногда выбранная вещь не относится к числу перспективных инвестиций, не обещает существенной прибыли в дальнейшем за счёт увеличения стоимости с течением времени.
И всё равно какая-нибудь скромная фигурка или чашка с причудливой росписью вдруг обратит на себя внимание коллекционера, заставив купить вещь, которая не особо вписывается в общую концепцию предметов старины. Возможно, это связано с тем, что многие старинные вещи несут в себе частичку времени, в которое были созданы, радость созидания, вдохновлявшую художника или скульптора, тепло прежних владельцев. И тогда коллекционирование антиквариата приобретает новый смысл: это – возможность чувствовать время, преодолевать границы обыденного восприятия и уметь видеть красоту в самых простых вещах. Например, таких, как фарфор Корниловых, который иногда, в угоду повседневному спросу и доступности, был прост по своей форме и цветовым решениям. Только наряду со скромной простотой изделий массового производства существовала уникальная коллекция невероятно красивой и оригинальной посуды, украшенной причудливыми узорами. Она – удивительное наследие фарфорового искусства, хотя и не задумывалась как таковое.
Знающие специалисты с точностью определят, к какому периоду относится та или иная чашка или статуэтка, объяснят обусловленность тематических особенностей и цветовой палитры. Неискушённые новички просто оценят высокое качество фарфора, оригинальность узора и сочность красок, которыми впечатлял в своё время предприимчивый Гарднер и не уступавший ему в качестве выпускаемых изделий Корнилов. Фарфор завода Корниловых, основанного в 1835 году в Петербурге, многократно удостаивался наград на отечественных и международных выставках, заводы неоднократно получали золотые медали на Анненской ленте. В 1843 году за превосходный фарфор завод получил право ставить государственное клеймо на своих изделиях.
Красное, золотое или зелёное надглазурное клеймо – изображение двуглавого орла с надписью «Завод братьев Корниловых в Петербурге» – известно и узнаваемо, как самое красноречивое свидетельство подлинного искусства. Искусства, которое не всегда входит в каталоги известных аукционов, но которое непременно оценят те, кто восхищается талантливыми мастерами. Сервизы, декоративные вазы, статуэтки – эти изделия украшались переводными картинками, декорировались, расписывались красками и эмалями не только с художественным вкусом, но с вдохновением и любовью. Именно это делает уникальными даже самые банальные вещи, сохраняя в веках память о тех, кто их создал. По тем же причинам известен и фарфор, который производила фабрика Козлова, находившаяся в деревне Жировой Бронницкого уезда.
Фабрика была основана в 1820-х годах и значилась как «фирма братьев Козловых». На ней изготавливали фарфоровые фигурки и куклы, а также различный мелочной товар. Посуда в перечень фабричного ассортимента вошла несколько позже, но благодаря безупречному качеству и художественным достоинствам быстро обрела своих ценителей. Просуществовав до 1856 года, фабрика была почти забыта, хотя её изделия по-прежнему пользовались популярностью у любителей. Особого внимания заслуживают статуэтки: фигурки крестьян, мещан, сбитенщиков, франтих, щёголей – персонажей невероятно много. Это статуэтки, удивительным образом передававшие настроение, смешные и трогательные, простые до схематичности или, наоборот, поражающие пристальным вниманием к деталям.
Восхищение привычными вещами всегда продиктовано неким внутренним чутьём, открытостью ко всему новому, умением видеть авторским зрением, сопереживать и чувствовать. Старинные фарфоровые статуэтки всегда заставляют расширить границы стандартного восприятия, разглядеть в предметах быта нечто большее, чем практичную функциональность. Искусство мелкой пластики, развивавшееся на фабриках Корниловых или Козловых, оставило коллекционерам невероятное многообразие тем, стилей, форм, цветовой палитры. А ещё – непередаваемое очарование любви к своему делу, вдохновение создателей, радость творчества, благодаря которым кажется, что у каждой фигурки есть душа.