Ворошиловский стрелок: не только нарицательный термин, но и почетная награда
В годы существования СССР было создано множество уникальных наградных знаков. Они вручались за...
| Тел.: | +7 925 505-49-69 +7 926 128-38-56 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Telegram 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Telegram по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
В годы существования СССР было создано множество уникальных наградных знаков. Они вручались за...
Подарки — неотъемлемая часть человеческой жизни. Они могут принимать самые разные формы и...
Современные ручки пришли на смену перьям, которые долгое время были основным инструментом для...
Фарфор — это не просто материал, а искусство, традиции и история, тесно связанные с культурой и бытом народа. Он значим не только как предмет роскоши, но и как часть культурного наследия, отражающая художественные ценности и технический прогресс, достигнутый в его производстве. В России фарфор на протяжении многих эпох считался символом статуса и утончённого вкуса, начиная с петровских времен. Его наличие в доме свидетельствовало о достатке и высоком положении хозяев. Фарфором украшали дворцы, дарили в знак особого уважения и использовали как ценный подарок по важным случаям.

В Российской империи было основано множество мануфактур, создававших уникальные сервизы, скульптуры и предметы интерьера, отличавшиеся высоким качеством и изысканным декором. Одна из таких фабрик — завод братьев Корниловых.
История завода братьев Корниловых
Основательницей стала Мария Васильевна Корнилова, которая в 1835 году впервые открыла производство фарфора в Санкт-Петербурге. Позже к управлению присоединились её пять сыновей — Пётр, Михаил, Иван, Василий и Яков, ставшие совладельцами предприятия. Это была купеческая семья, которая решила заняться фарфором, видя растущий спрос на качественную посуду и декоративные изделия в России.
Изначально мастерская была небольшой, но благодаря грамотному управлению, применению передовых технологий и привлечению талантливых мастеров, производство быстро расширялось. К концу XIX века завод Корниловых стал одним из крупнейших российских производителей фарфора, успешно конкурируя с зарубежными фабриками. Завод получил официальное клеймо и выпускал продукцию для императорского двора, а также изысканные предметы интерьера и скульптуры, высоко ценившиеся как в России, так и за рубежом.
После революции 1917 года предприятие было национализировано и в 1922 году переименовано в «Полюстровский фарфоровый завод «Пролетарий». В советское время оно оставалось одним из ведущих производителей отрасли, выпускав широкую номенклатуру продукции как для внутреннего рынка, так и на экспорт. Несмотря на то, что сегодня завод прекратил работу, на территории сохранились здания цехов постройки 1835, 1850 и 1902 годов, а его наследие сохраняется в музейных коллекциях и частных собраниях, напоминая о славной эпохе русского фарфора.
Особенности фарфора братьев Корниловых
Фарфор завода братьев Корниловых, выпускавшийся в Санкт-Петербурге с середины XIX до начала XX века, отличался высоким качеством, оригинальным дизайном и применением передовых на то время технологий. Главной особенностью производства было художественное разнообразие изделий. Мастера фабрики обращались к различным стилям — от неорусского и модерна до восточных мотивов — что позволяло создавать неповторимые предметы, отражавшие вкусы и тенденции своей эпохи.
Ассортимент завода был очень широк. Производство включало посуду (ножи, вилки, разные виды тарелок, чашек и сервизов), а также декоративные статуэтки и скульптуры. В первые годы фабрика ориентировалась на европейские образцы, предлагая изделия для среднего класса, но впоследствии расширила ассортимент. Особой популярностью пользовались изящные анималистические статуэтки, расписанные вручную яркими красками на глазурованном или матовом фарфоре, с тонкой золотой росписью, подчёркивающей форму и фактуру. Часто декоративные элементы сочетались с функциональными — например, статуэтки превращались в подсвечники.
Большой спрос имели так называемые кружки Тоби — небольшие скульптурные сосуды в форме колоритных мужских и женских фигур, одетых в традиционные немецкие национальные костюмы. Значимая часть продукции — посуда, рассчитанная на разные социальные слои: тарелки всех типов (плоские, глубокие, пирожковые), блюда, чаши, салатницы, сырницы, сухарницы, стаканы, кружки самых разнообразных форм, чайники, сковородки и даже кастрюли. Изящными образцами были вазы с массивными, необычно декорированными ручками, а также кувшины в античном и стиле «Рококо» с лепными деталями, раковинами и коралловым декором. Особенно популярны были сервизы, выполненные в коралловом стиле.
Отличительная черта продукции — клеймо на обороте изделий, которое менялось с течением времени по цвету и дизайну, но неизменно содержало надпись «братья Корниловы» или их сокращённую аббревиатуру. Сегодня фарфор с маркой Корниловых остаётся востребованным у музеев, коллекционеров и любителей старинного русского фарфора. Фарфор продолжает быть искусством, вносящим в нашу жизнь красоту и функциональность. Важно помнить и ценить вклад таких семей, как Корниловы, которые оставили заметный след в истории русского искусства и культуры.