В память о великой стройке прошлого века — БАМ

8 октября 2023

Почти полвека тому назад, а если быть точными, то 27 апреля 1974 года, XVII съезд ВЛКСМ принял решение о строительстве Байкало-Амурской магистрали, которая была объявлена Всесоюзной комсомольской стройкой. С этого момента началась идейная подготовка, плакаты, агитация в образовательных учреждениях, чуть позже начали снимать патриотические фильмы и молодые люди потянулись в тайгу. Название БАМ знал любой, кто родился в СССР.

Символика БАМа, как часть истории

В коллекционировании никогда не угадаешь, какой именно предмет будет иметь наибольшую ценность. Причем вовсе не обязательно, что это будет предмет из дорогих материалов. В данном случае самый желанный объект — вымпел и значок «За активную работу».

Это редчайшие награды, которые были выпущены ограниченным тиражом в несколько десятков для особо важных лиц: партийных деятелей, космонавтов и некоторых артистов. Сейчас коллекционеры годами могут искать подобный экземпляр и готовы отдавать любые деньги, чтобы заполучить его себе в коллекцию.

Как делится воспоминаниями один из исследователей Сергей Коробов, ему пришлось около десяти лет искать редкий значок, а после того, как он нашел его в Польше, еще пять лет искать марку, на которую владелец значка готов был его обменять.

Ради сохранения культурного наследия Сергей готов как объехать в очередной раз всю Байкало-Амурскую магистраль, так и рвануть в другую часть света. Кроме того, он использует современные подходы и силу социальных сетей в сети Интернет: он ведет несколько групп для общения со специалистами самых разных направлений, которые имели отношение к стройке века. Как только получает какую-либо информацию, тут же проверяет ее через архивы. Восстановить историю создания некоторых раритетов особенно сложно, чем дальше в истории дата создания будущего экспоната, тем сложнее найти по нему информацию.

Память об идейных патриотах России

Согласно данным исследователя, в общей сложности за время строительства БАМа было выпущено порядка 10 тысяч наименований сувенирной продукции. В целях создания наиболее полной картины Сергей Коробов мечтает когда-нибудь собрать все экспонаты для представления их потомкам. Ему еще не хватает около 2 тысяч предметов до достижения его мечты. Но уже сейчас коллекция представляет огромную ценность, стоимость некоторых уникальных предметов оценивается в полмиллиона рублей.

В составе коллекции документы, книги, научные работы; книжные знаки (экслибрисы); почтовые марки и штемпеля, некоторые из которых сохранились в единственном экземпляре; вымпелы, значки и даже медали; шевроны и другие знаки отличия; монеты и прочие миниатюры.

Именно по этой причине широкой публике сложно увидеть эти экспонаты. Коллекция частная и владелец весьма опасается за ее сохранность, даже застраховать собрание не готова ни одна страховая компания. Но изредка все же он решается на это. Например, к 40-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали подобная экспозиция была выставлена на обозрение широкой публики в Музее Восточно-Сибирской железной дороги. Музей был основан в 1998 году с целью сохранения истории стройки. Для этого на территории музея проводятся множество научных исследований и организуются познавательные экскурсии.

Чаще всего Коробов представляет результаты своих исследований в формате лекций и демонстрирует свои «сокровища» на фотографиях. Также владелец редчайшей коллекции написал книгу, где получили освещение самые интересные экземпляры и истории.