Тетрис

30 апреля 2023

Этой популярной игре уже 40 лет. Маленькая идея прошла огромный тернистый путь, став мировым хитом, а списку интриг, скандалов и судебных разбирательств может позавидовать любая звезда кинематографа. Именно благодаря ей было выведено железное правило: чем проще и понятнее игра, тем интереснее она пользователям. Причем варианты тетриса популярны до наших дней.

Хобби из детства, ставшее основой изобретения

Создатель игры Алексей Пажитнов всегда любил головоломки. Когда после института он занялся вопросами искусственного интеллекта и распознавания речи человека (сейчас этим никого не удивишь, но это было начало 1980-х), ему приходилось часто ночевать на работе, и чтобы развлечься, программист придумывал игры. Предлогом для запуска этих программ на ЭВМ выступала необходимость тестировать скорость вычислений нового оборудования.

Вдохновение Пажитнов находил в самых неожиданных местах. Например, в океанариуме: увидев камбалу, меняющую цвет в соответствии с окружением, ему тут же пришла мысль об изменении цвета фигурок или форм в игре. А собственно прародителем «Тетриса» можно считать относительно простую настольную игру «Пентамино», где в прямоугольное поле нужно было уместить определенное количество плоских фигур различной формы.

Первый вариант игры не был цветным, графика была простейшей, музыкального сопровождения также не было. Кроме того, пришлось максимально сократить количество вариаций фигурок на поле: пять штук оказалось слишком сложным для быстрых расчетов и разработчику пришлось ограничиться четырьмя. Отсюда и произошло название, «тетра» — «четыре», а окончание от слова «теннис» — любимого вида спорта программиста.

Цветной игра стала благодаря молодому таланту Вадиму Герасимову. Уже в 16 лет он хорошо знал Basic и Pascal, разбирался в безопасности компьютерной техники, легко мог взломать систему, в том числе с помощью вирусов. Его привели в Вычислительный центр Академии наук чтобы тот получил опыт в области программирования.

Способного молодого человека заметили Пажитнов с его коллегой Павловским, который помогал ему с разработкой, и пригласили поучаствовать в усовершенствовании новой игры. Именно несовершеннолетний подросток сам разобрался в особенностях операционной системы MS DOS и написал код игры под компьютер IBM. Тетрис стал цветным и появился счётчик очков.

Кто получил основные бонусы с игры

Игру раздавали всем коллегам на дискетах, от них она попала к знакомым и потом начался захват умов. Пажитнов, Павловский и Герасимов начали задумываться над бизнес-проектом, который бы включал от десяти увлекательных игр, но проблема оказалась в том, что продать его они не могли, предпринимательство в СССР тогда было запрещено.

Тетрис получил дорогу в жизнь благодаря тому, что права были переданы госкомпании «Электроноргтехника» («Элорг»), имевшем монопольное право торговать электроникой и программным обеспечением в СССР, включая внешнеэкономическую деятельность. Однако за рубеж игра попадает неофициально.

Руководитель Пажитнова, которому весьма нравилась игра, отправил один экземпляр своим коллегам в Будапешт. Там в Институте компьютерных исследований ее заметил Стейн, владелец компании, выпускающей игры Andromeda из Великобритании, сел поиграть и еле оторвался, хотя и не был увлечённым геймером.

Стейн захотел приобрести права на Тетрис. Он предложил советской стороне весьма неплохие условия: 10 тысяч долларов авансом и 75 % с продаж, но в СССР решили поднять ставки и запросили 25 тысяч и 80 %, сделка сорвалась. Американцы же, пока Стейн торговался, поступили проще, оформили коробку в русском стиле и стали продавать игру на своем рынке и в Европе вообще без лицензии. Тетрис оказался настолько увлекательным, что во многих компаниях ее запретили и удалили со всех компьютеров. Другими способами было просто невозможно вернуть сотрудников к работе.

Тем временем Стейн добился своего и заключил соглашение с «Элоргом», выкупив права на «Тетрис». Но права на производство картриджей для домашних приставок, которые как раз начали набирать обороты, ему не дали. Так как платить Стейн не хотел, даже по уже заключённым контрактам, то права на приставки достались владельцу компании Blue Planet Software Хенку Роджерсу и компании Nintendo. Далее последовал ряд контрактов и судебных разбирательств, уж слишком соблазнительным был размер доходов с продаж. В результате «Элорг» в 1990 году отозвал практически все лицензии на Тетрис, оставив их только Nintendo, которая выплатила советской стороне в общей сложности от 3 до 5 млн. долларов США.

На 1992 год было продано 32 млн экземпляров игры, а доходы от продаж значительно превысили 2 млрд долларов США. Около половины игроков — взрослые люди. При этом разработчик не получил с этого ни копейки, так как в «Элорге» считали: раз создал в рабочее время — все доходы государству. Только после распада СССР и окончания срока передачи прав «Элоргу» Пажитнов уехал в Токио, стал официальным партнёром Роджерса и смог получать процент от продаж.