Танцы народов мира: изящество застывшего мгновения

7 декабря 2025

В советские годы было выпущено огромное количество фарфора. В частности, спросом пользовались различные статуэтки. В большей мере их выпуском занималась «Барановка», Гжельский завод, Вербилки, ДФЗ, ЛЗФИ и МФЗ, но это далеко не весь перечень мануфактур. Работал не один десяток производственных линий, ответственных за художественную керамику. У всех изготовителей свои особенности, стиль и история, многие прошли через ряд тяжелых событий, включая войну и смену власти.

Одной из популярных тематик были танцы народов мира, в наши дни спрос на продукцию данной категории увеличивается. Стоимость зависит от разных факторов, включая количество выпущенных изделий, дату выпуска и состояние. Отдельные виды статуэток можно назвать уникальными, особенно, если они были изготовлены в минимальном количестве. Такие изделия еще привлекательнее, многие коллекционеры мечтают их заполучить. В статуэтках прекрасно просматриваются идеалы и мотивы, свойственные для ушедшей эпохи.

За основу брали разные темы: сказки и предания, анимализм, агитационные творения и так далее, формируя соответствующие серии. К последним относятся спортсмены, профессии, национальные костюмы, а также танцы народов мира. Собирать фарфор советских лет сложно, материал хрупкий, он часто храниться в частных коллекциях и в качестве экспонатов музея.

Статуэтки танцы народов мира

Фигурки из серии «Танцы народов мира» производили на территории СССР. Продукция позволила показать особенности национальных костюмов и танцевальных движений. Для получения идеи выбирали разные страны и народы. Представили серию в честь Всемирного фестиваля, посвященного студентам и молодежи, он прошел в Москве.

Отличали продукцию следующие особенности:

  • в качестве материала применяли фарфор;
  • для декора использовали роспись и рельеф;
  • вариантов украшения было несколько: люстр, муфельные краски, филигранное золочение, полихромное окрашивание;
  • если брали белоснежный фарфор, его окрашивали частями, чтобы подчеркнуть эстетику.

Начинали производство новых моделей на основании эскиза. Чтобы получить черновую форму, художник снимал ее с модели из пластилина. Далее следовала обработка и заливка с использованием гипса. Чтобы выполнить отливку в специальные формы, требовался шликер (масса из фарфора). Всю влагу из состава поглощала форма из гипса, а в области стенок появлялась прослойка из фарфора. Также требовалась сушка, удаление недочетов и швов от литья. Обжиг был обязательным шагом, для эффективности прогревали формы до 800 градусов, и только после этого можно было использовать красители, выполнять глазуровку.

Ассортимент статуэток коллекции

Статуэтки из коллекции отражают разные направления, в том числе существуют фигурки, посвященные танцующей китаянке Тао Хоа, узбекам с бубнами в виде парной композиции. Запечатлена красота движений, присущая казашкам, они наряжены в национальные одежды. Годы изготовления зависят от конкретной продукции, в том числе это 1950-е и 1960-е годы. Выпуском занимался ДФЗ, ЛФЗ и прочие отечественные фабрики. Статуэтки настолько уникальные и интересные, что стоят более подробного изучения. «Азербайджанский танец» либо «Танцовщица с бубном», показывает, что в советское время все народы были дружными. Воссоздан женский образ, отражены черты восточной одежды, а в руках у танцовщицы бубен. Выпускал такие фигурки Киевский экспериментальный завод. Роспись выполнялась вручную, автор Жникруп Оксана.

Одним из редких примеров советских статуэток рассматриваемой серии является работа «Грузинский танец». Она также выполнена из фарфора, но отличается оформлением. Привлекательности добавляет выпуск малым тиражом. Работала над творением В. Трегубова, в высоту мини-статуя всего 14 см, внешний облик достаточно интересный, с позолотой и детально выполненной раскраской. «Индонезийский танец с лентами» от ЛЗФИ создавался с привлечением художника и скульптора Киселева Анатолия. Выпущена работа в 1950-х или в 1960-х годах, в качестве материала выбрали фарфор. Творения скульптора можно найти в разных музеях, в том числе расположенных в Австралии, Польше, Германии, Японии, Санкт-Петербурге.

Статуэтка «Мексиканский танец» выпускалась на Дулевском заводе, занимающемся изготовлением продукции из фарфора. Фарфор стал символом дружественных отношений между народом Мексики и населением СССР. Авторство принадлежит О. М. Богдановой. «Танцующая Китаянка Тао Хао» является отличным примером высокого уровня работ советских лет. Выпуск был актуален на ДФЗ Вербилки. Отражен момент исполнения балета «Красный мак». Премьера танца состоялась в 1927 году, а его автором числиться Р. Глиэр.

Ставился он в пределах советских театров и за пределами страны. Статуэтка отразила дружбу народов, посвятили ее актуальной теме и популярному балету. Танец ставили свыше 4 000 раз, привлекая самых ярких и блистательных исполнительниц. Тао Хоа лучше всего удалась Г. Улановой, именно ей вдохновился О. С. Артамонов при формировании фарфора. Просматривается особый колорит, изящность движений, а цветы выступают в качестве акцентов и придают композиции особенной целостности. Выпуск производился на Вербилках, ДФЗ. Материалы: фарфор, позолота.

Танцы, как источник вдохновения для создания статуэток из фарфора

Искусство танца во все времена вдохновляло художников, скульпторов, позволяя передавать красоту, движение, изящество, линии тела исполнителей, яркость и особенные черты нарядов. Много потрясающих статуэток выпустил ЛФЗИ, к примеру, часто изображали балерин. Поскольку наряды были разнообразными, как и образы, выбор сюжетов оставался огромным.

Навеки в своем лучшем виде «застыла» Галина Уланова, исполняющая Лебединое озеро, как и Стуколкина во время исполнения испанского танца с веером. Серия танцы народов мира многообразная, интересная, она отражает особенности разных национальностей, свойственные для уникальных танцев движения, позы, костюмы. Авторам удалось добиться поставленной цели в полной мере, даже много лет спустя фигуры имеют немалую ценность, их охотно приобретают для своих коллекций.