Тамара де Лемпицка и ее баснословно дорогие эпатажные картины

1 декабря 2021

Еще при жизни художница говорила, что украсила Париж не меньше, чем Эйфелева башня. Художница Тамара де Лемпицка заработала на своих полотнах миллионы, а сегодня, когда ее работы на арт-торгах большая редкость, они с молотка уходят за огромные деньги. Парижане были правы, когда говорили, что, если бы этой художницы не было, ее следовало бы выдумать. Сто лет назад никто даже не мог предположить, что стать к мольберту эту девушку заставила вовсе не любовь к живописи, а риск остаться в нищете.

Судьба Тамары де Лемпицкой была сложной. Она родилась в 1898-м году в русско-польской семье. Девушка стала настоящей поп-звездой своего времени, ее картины, вошедшие в историю «ревущих двадцатых», были вызовом, провокацией, а порой даже порнографией. Лемпицка — это эпатаж, нарциссизм и неуемная жажда славы. Ей удалось слепить свой неповторимый образ и ворваться в богемную жизнь французской столицы из ниоткуда.

Сделать заказ у Тамары Лемпицкой в 1920-30 годах считалось настоящим шиком. Портрет стоил по тем временам баснословных денег — не менее шестидесяти тысяч франков. Выложить такую сумму за портрет могли себе позволить только состоятельные люди. Иметь портрет от мадам Лемпицкой считалось символом прекрасного вкуса и принадлежности к высшему сословию. Знать Франции — консулы, бароны, политики, герцоги, бизнесмены и банкиры наперебой перекупали друг у друга право оказаться вначале длинного списка ожидания своего портрета от эпатажной художницы.

По Парижу ходили слухи, что Тамара в своей огромной студии с видом на Сену в центре города работает перед мольбертом не в перемазанном красками рабочем халате, а в изысканном платье, дорогих украшениях, шикарных туфлях. И это была правда. Она еще дополняла свой образ перчатками и шляпой, что приводило в восторг позирующих. Со стороны сложно было понять, кто в этой студии модель, а кто художник.

Молодая художница скопировала экстравагантный образ с актрис немого кино тех времен. Лемпицка подражала их манере одеваться, носила меховые накидки, томно закатывала глаза и принимала картинные позы. Ее часто останавливали на улице и просили дать автограф, так как принимали за кинозвезду. А она, не смущаясь, неразборчиво расписывалась. Никто даже не догадывался, что еще совсем недавно эта женщина ненавидела свою судьбу, мужа и нищету. Убогая съемная комната, маленькая дочь Кизетт, муж-алкоголик — так жила Тамара.

Женщина бежала из России во Францию со своим мужем Тадеушем сразу после революции 1917-го года. Новая власть сразу арестовала ее супруга, и ей чудом удалось вытащить его из тюрьмы, а потом бежать во Францию. Тогда она даже не предполагала, что ее ждет в этом роскошном городе, в каких условиях ей придется прозябать и бороться за выживание. Тадеуш был в России успешным адвокатом, но на новом месте карьера у него не сложилась. Фамильные драгоценности постепенно распродавались, Лемпицка была в полном отчаянии, на супруга не было никакой надежды.

Однажды Тамаре попал в руки глянцевый журнал. В нем Лемпицкую заинтересовал женский портрет неизвестного художника, который недавно продали на аукционе за большую сумму. Внезапно ее осенило: вот чем надо заниматься! Воображение тут же нарисовало в голове молодой женщины радужные картины, обеспеченную жизнь и славу. Вот только была одна проблема — у Тамары не было художественного образования.

И тут она вспомнила, как будучи двенадцатилетней девочкой, она позировала художнику, которого мать пригласила в их варшавскую усадьбу. Ей тогда пришлось выстоять три часа, застыв в одной страшно неудобной позе. Когда сеанс завершился, сгорая от нетерпения, маленькая Тамара подбежала к мольберту, но увиденное заставило ее закричать в истерике. Девочка категорически заявила, что на холсте не она, и сейчас она покажет этому горе-художнику, как нужно рисовать. Тамара усадила на стул младшую сестру Адриенну и встала перед мольбертом. Уже через час портрет был готов, и сходства действительно были.

Лемпицка узнала, что в парижской художественной академии de la Grande Chaumiere можно бесплатно получить уроки живописи. Тамара взяла несколько уроков, где ее заметил мастер фигуративной живописи Андре Лот. Выбирая направление в творчестве, Лемпицка первым делом думала о прибыли. Поэтому она выбрала портреты, на которых заработать можно существенно больше. Теперь в тесной комнатке стало еще меньше свободного пространства. Место занимал мольберт, везде лежали краски, кисти, холсты. Первые портреты начинающая художница написала с мужа и Кизетты.

Все заработанные деньги молодая художница спускала на формирование имиджа, совершенно забыв, что у нее есть муж и маленькая дочь. После каждой удачной сделки Тамара что-то покупала себе — браслетик, серьги, дорогие наряды. Это было необходимо, чтобы попасть в богемную тусовку, где крутятся потенциальные богатые клиенты. Спустя время она поставила перед собой одну единственную цель — жить только для себя.

Первый триумф пришел в 1925-м году. Работы начинающей художницы показали на парижской Международной выставке декоративного искусства. Необычные полотна и их автор стали центром внимания прессы. Это был успех! Жизнь стремительно менялась: семья переехала в большую квартиру на левом берегу Сены, а художница стала своей в среде богемы.

Аристократические манеры и талант плевать на условности стали основой жизни Лепницкой. Переосмыслив популярный в начале прошлого века архитектурный стиль ар-деко, художница выработала уникальную манеру письма. Ее чувственный эротичный стиль публика принимала с большим восторгом. Современники говорили, что «эти картины синтезируют четкость Кубизма и меланхолию Ренессанса». Однако главной составляющей оставалась загадочная сексуальность.

Личная жизнь художницы была не менее легендарной. Взлетев на вершину славы, Лемпицка оставила дочь Кизетту на воспитание мужу и пустилась во все тяжкие. Она без разбору заводила романы на стороне как с натурщиками, так и с натурщицами, поэтому персонажами ее полотен часто были женские образы. Модель для одной из самых известных своих картин «Прекрасная Рафаэла» Тамара повстречала в парке. Это была проститутка, которая ночевала на скамейке. Привлекательная внешность незнакомки поразила художницу, и она, распахнув перед ней дверцу своей машины, увезла ее в совершенно другую жизнь.

Похождения Тамары закончились разводом. В 1931-м году художница подала на развод, после этого муж больше не получал от нее деньги. Кизетту забрала мать Тамары, которая переживала за судьбу внучки. А сама Лемпицка вскоре стала баронессой, выйдя замуж за состоятельного венгра еврейского происхождения Рауля Куффнера. Барон Куффнер был крупнейшим землевладельцем Венгрии. Он пришел к Тамаре заказать портрет своей любовницы Наны. С первого же разговора барон потерял голову и сделал ей предложение. Лемпицка согласилась, но поставила свое условие — никаких ограничений и ревности. Вторая мировая война внесла свои коррективы в жизнь художницы. В 1938-м году, когда Венгрия вступила в союз с Гитлером, Куффнер в срочном порядке продал все свое имущество и переехал с супругой в Лос-Анджелес.

Чтобы привлечь внимание американской публики, Тамара Лемпицке организовала роскошный прием, разослала приглашения и лично встречала гостей в шелковом платье. Она снова начала работать часами. В это же время интерес к арт-деко стремительно падает. Художница пытается освоить новые жанры — авангардизм и сюрреализм, но ее имя тесно было связано с прошлым. Тамаре пришлось освоить новую профессию — оформление интерьеров, выставки с картинами художницы все еще проводились, но в основном в Европе.

Последние годы жизни Лепицке провела в Мексике, где умерла в 1980-м году. Напрасно горевала в конце жизни королева модерна, что ее времена навсегда прошли. Сегодня работы Лемпицкой на арт-рынке продаются за миллионы долларов. Их коллекционируют знаменитости, например, Джек Николсон и Барбра Стрейзанд, эти картины похищают, подделывают, они продолжают расти в цене и считаются хорошим вложением капитала.

Самая дорогая работа — «Рафаэла на зеленом фоне» (портрет той самой проститутки из парка 1927-го года) ушла с молотка на нью-йоркских торгах за 8,4 миллиона долларов. «Портрет маркиза Сомми» 1925-го года купил неизвестный коллекционер за 6,6 миллионов долларов. Одна из самых первых ее работ — «Портрет Тадеуша» была продана за 3,2 миллиона долларов.