Стать затворником ради одной картины

6 февраля 2024

Полотно «Явление Христа народу», созданное художником Александром Андреевичем Ивановым, это масштабная работа во всех смыслах этого слова, как в части размера, так и содержания. Размер полотна 540 см × 750 см, проработка всех деталей до получения финального результата заняла 20 лет. Помимо этого, ради этой картины художник даже пошел против семьи и мнения солидного Общества поощрения художников, которое не стало выделять на нее средства. Одни его считали безумцем, а другие чуть ли не святым.

Главная картина в творчестве Иванова

Кроме самого основного произведения искусства, в Третьяковской галерее хранятся более 300 предварительных эскизов к работе, некоторые из которых можно считать отдельными полотнами. Проводя массу времени в храмах, наблюдая за верующими: за их лицами, жестами и позами, а также посещая и работая в условиях соответствующих ландшафтов, живописец переносил все это на свои зарисовки, а потом и на основное полотно. Художник воспринимал Библию как историческую книгу, пытаясь найти аналогии с историей Российского государства, при этом стараясь избежать возвращения на родину.

Весь сюжет базируется на начальном сюжете из Евангелия от Иоанна и сосредоточен на берегу реки Иордан в момент крещения верующих Иоанном Крестителем. Именно он является самой заметной фигурой на картине: в его руках деревянный крест, а руками он указывает всем на приближающуюся одинокую фигуру Иисуса Христа. Это важнейший момент в развитии христианской религии, по сути, самое начало познания и очищения от грехов.

Что и кого можно здесь увидеть

Центральный персонаж Иоанн Креститель полон духовного волнения и восторга от того, кого он видит. Вокруг него будущие ученики Иисуса, которые потом станут апостолами. Каждый по-своему воспринимает это событие, каждый индивидуален, но их позы демонстрируют стремление пойти за мессией в любую секунду. Помимо этого, слева есть две примечательные фигуры, выходящие из Иордана: старик и молодой человек.

Первый воплощает Древний Израиль и старую веру, тогда как подросток — это новая вера, с вдохновением воспринимающая мессию и стремящаяся к нему. А вот, с другой стороны, разместилась масса людей, раскрывающие полные противоположности: священники, книжники и фарисеи, сомневающиеся или полностью отвергающие истину и исполненных неприязни, их позы демонстрируют закрытость и категорическое неприятие, отсюда и пойдет будущее противостояние и гибель Христа.

Сам Сын Божий изображен обособленно и одиноко, причем даже его лицо несколько размыто, что непроизвольно заставляет зрителя сосредоточиться на других персонажах картины, но в контексте его присутствия. Есть версия, что такой прием подчеркивает сложность понимания и тайну христианства для обывателя. Некоторые исследователи раскрывают такой подход как отдаленность образа Христа, до которого людям идти и идти, его пространство отделено от мира людей, тогда как возвышающийся над всеми пророк несет ответственность за окружающих его людей и донесение до них истинного смысла учения.

Достаточно выразительна фигура раба на переднем плане, подающего одежды своему господину. На его лице радость и надежда от появления Иисуса Христа, от слов Ионна Крестителя, от окружающей обстановки. На лицах, расположенных рядом людей, также оживление и положительные эмоции, возможно, они станут последователями нового учения. Справа на переднем плане достаточно яркий персонаж, он вроде и рад, но ему очевидно страшно, он боится перемен, боится потерять что-то привычное, свой комфорт.

Имеет смысл и окружающий пейзаж. Сам Александр Иванов не имел возможности побывать в Палестине, поэтому здесь можно увидеть типичный итальянский ландшафт. Хотя и нельзя рассчитывать на полную достоверность, но главное, что автор хотел передать духовный и эмоциональный смысл происходящего. Отдельно стоит отметить наличие оливкового дерева: засохшие ветви — символ ухода язычества в прошлое, молодая зелень — зарождение христианства. Художник видел и пытался передать природу как храм божественного духа, где в пустыне, несмотря ни на что, зеленеет молодая поросль.

Отложенное признание и успех картины

Публика не сразу поняла и восприняла замысел. Автор не дожил до этого дня, он умер 3 июля 1858 года. Вскоре картину купил сам император Александр II, заплатив за нее 15 тысяч рублей. Только в начале 1861 года «Явление Христа народу» было представлено на всеобщее обозрение в Москве. Первоначальное неприятие объяснимо с точки зрения господствовавших в те годы академических правил: максимального реализма и строгости сюжета, что никак нельзя отнести к данному произведению искусства. Иванов опередил свое время и впоследствии картина нашла свое место и заслуженное признание.