Фарфоровый завод Попова
Русский фарфор, история которого длится не одну сотню лет, даже в наши дни пользуется спросом у...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Русский фарфор, история которого длится не одну сотню лет, даже в наши дни пользуется спросом у...
Светлана Владиславовна Голембовская (также в источниках встречается фамилия Болзан, 1927-2016) —...
Барановский фарфоровый завод — один из самых первых, кто начал изготавливать фарфор на...
Во многих домах до сих пор хранятся предметы, привезенные из Германии в 1945-м году: бритвы, серебряные ложки, зажигалки и много чего другого. Солдаты Красной Армии, которые взяли Берлин, везли домой полные мешки разных вещей.
Многие задают вполне логичный вопрос: откуда солдаты брали вещи, неужели они занимались мародерством? Было и мародерство, но это единичные случаи, к тому же командиры строго наказывали за такое преступление. В большинстве случаев эти трофеи выдавались военным начальством на специальных складах, где предметы оказывались из разрушенных домов, хозяев которых найти было уже невозможно. А еще эти вещи можно было купить на толкучках, ведь мирные немцы к тому времени сильно обеднели и продавали все, что можно было продать.
Деньги у солдат были, правда, советские, однако в мае 1945-го года немцы понимали, что деньги победившей страны ценнее рейхсмарок. Также у солдат были пайки, водка и махорка. Для немцев это тоже была ценность, и они с удовольствием обменивались.
Из Германии можно было привести лишь что-то мелкогабаритное. Такие предметы, как мебель, музыкальные инструменты и автомобили везлись в Советский Союз эшелонами, а уже на месте распределялись между фронтовиками. Понятно, что самое ценное доставалось высокопоставленным военным руководителям, и, разумеется, партийным деятелям. Еще один интересный факт: с ноября 1944-го года для того, чтобы солдаты не обрастали барахлом, им разрешили отправлять домой посылки один раз в месяц. Рядовой мог отправить посылку весом пять килограммов, офицер — десять, а генерал — двадцать. Покидая Германию, солдаты тоже пытались забрать, как можно больше всего в мешках и рюкзаках.
Велосипеды
Немцы и даже командующие армией любили мобильность. Мотоциклы и велосипеды пользовались очень большим спросом. Во время войны в Германии было произведено более двух миллионов байков. Еще столько же немцы конфисковали у мирных жителей захваченных стран. Известный факт: даже в 1970-е годы во время футбольных матчей, когда немцы играли против французов или бельгийцев, фанаты кричали «Верните велосипед!». Однако самыми ценными трофейными велосипедами были немецкие Truppenfahrrad, которые после войны отправились в великое путешествие по советским деревням.
Часы
Все видели знаменитую фотографию «Знамя Победы над рейхстагом», но прежде, чем ее опубликовать, над ней поработали цензоры. На руке солдата были две пары немецких часов, которые пришлось затушевать. По две, а то и по три пары часов на каждой руке носили красноармейцы, ведь немецкие хронометры считались надежными и были отличным трофеем. Часами награждали красноармейцев, и подчас такой подарок был ценнее ордена. Например, всех бравших Берлин наградили часами Selza. Большинство хронометров, которые достались в виде трофеев, сняли с убитых немецких солдат.
Бензиновые зажигалки
Зажигалки входили в вещмешок советского солдата. Вот только немецкие были качественнее советских, но еще больше ценились австрийские IMCO. Чудо-зажигалка так хорошо горела, что не гасла даже при сильном ветре. Что интересно, в виде трофеев вывезли само производство, и потом аналогичные зажигалки стали производить в Советском Союзе. Однако немецкая трофейная бензиновая зажигалка, на которой присутствовал логотип IMCO, была популярнее и считалась прекрасным подарком от фронтовика.
Пистолеты
Понятно, что рядовой солдат не мог ввести в страну огнестрельное оружие, но такие случаи были. Оружие вывозили из Германии специальными эшелонами. Самым ценным были пистолеты Walther P38, которые выдавали только офицерам СС и СД. В Советском Союзе потом еще много лет такие пистолеты выдавали отличившимся милиционерам. «Вальтеры» ценились больше, чем ТТ — за меньший вес и высокую точность.
Бритвы
В те времена носить бороды было немодно, а солдат вообще должен был быть всегда выбритым. На войне красноармейцы использовали опасные бритвы из вещмешка, а некоторым везло — у них были немецкие трофейные из качественной стали. Особенной популярностью пользовались «Золинген». Также солдаты гонялись за перочинными ножами, которые считались полезной вещью на войне.
Губные гармошки
Это был больше сувенир, губные гармошки брали просто на удачу. А у солдат Вермахта губная гармоника пользовалась популярностью, как национальный немецкий инструмент. В форме немецкого солдата даже присутствовал специальный карман для гармоники. Специально для армии выпускалась модель Militär Musik (Военная музыка). Бывали случаи, когда фронтовикам удавалось привозить аккордеоны, ценилась фирма Weltmeister. Офицерам доставались даже пианино.
Ткань, одежда и обувь
Эти вещи солдаты отправляли домой посылками, в которые старались не класть ценные вещи, так как часто воровали на почте. Ткань — вещь не слишком дорогая, весила совсем немного, а в разоренных деревнях она была очень нужна. Обувь надевали прямо на месте, снимая с убитых солдат, а вот с одеждой было не так просто. Советское командование запрещало увозить поношенные гражданские вещи, полагая, что хозяин может найтись. Забрать в виде трофея разрешалось только новое, но найти такое в разоренной Германии было непросто. Потом советское руководство разрешило забирать такие вещи со складов. Командиры брали себе кожаные пальто и костюмы, а рядовые солдаты — вещи попроще. Эту одежду везли в тюках через всю Восточную Европу на эшелонах на крышах вагонов. Свидетели тех событий рассказывали, что такие поезда больше напоминали цыганские кибитки, а жители стран, через которые проезжали составы (поляки, венгры, румыны), сдергивали эти тюки прямо на ходу.