Русские традиции чаепития, которые удивляют иностранцев

20 сентября 2023

За рубежом чайник — это исключительно емкость для заварки чая. В то же время в России может быть предусмотрен дополнительный чайник, который широко используется в процессе чаепития и в наши дни. Такой чайник существенно больше заварочного и носит название «доливной».

Идеальный прибор для длительных чаепитий

Доливной чайник прекрасно подойдет для посиделок в кругу друзей, особенно если компания большая и дружная. Пузатенький и красивый предмет добавит душевности и уюта. По традиции на стол подают два, желательно в одном стиле оформленных чайника: небольшой с заваркой и объемный с кипятком. Идея в том, чтобы заменить самовар, поэтому чайник должен хорошо держать температуру, чему служат толстые стенки и особая формула фарфора.

Обычно доливной чайник имеет объем 0,8-1,6 литров, но встречаются экземпляры до 3 литров, например, часть коллекции китайского императорского фарфора содержит чайники объемом 2,45 литров. Русские мастера также не отставали в любви к гигантизму, в частности, чайники фарфорового завода в Дулево зачастую выпускали трехлитровыми.

Детские воспоминания множества наших современников содержат такие чаепития и у многих, кто застал СССР, вызовет ностальгические чувства. Под распитие чая семья долгими вечерами обсуждала проблемы бытия или различные семейные вопросы, планировала будущее или принимала гостей. Чаще всего воспоминания светлые и душевные, это тянет вернуться в прошлое, поэтому доливные чайники и комплекты их включающие снова начинают пользоваться повышенным интересом. А во многих семьях и не прекращали пользоваться такой посудой просто в силу привычки.

Особенности заваривания чая в отечественной культуре

В России чай начали потреблять со второй половины XVI века, когда казаки привезли его из Китая. После этого начинается этап активной торговли, основную долю оборота в которой занимал именно чай. Пика объем товарооборота достигает в XVII веке. Это связано с тем, что первоначально чай воспринимался как лекарственный настой, только спустя пару сотен лет он надежно входит в массовую традицию как образ времяпрепровождения.

К этому времени цены стали более доступными широким массам населения, что и позволило стать ему популярным и востребованным напитком. Его становится принятым пить просто с дороги. Даже императорская семья, не то, что богатейшая аристократия считала необходимым заказать дорогой сервиз и устраивать торжественные чаепития. Люди среднего достатка и даже малообеспеченные слои населения также не отказывали себе в этом удовольствии. Даже бездомные жители ночлежек пили чай, о чем свидетельствуют многочисленные литературные источники.

Долгое время потребляли исключительно китайский чай. Причем доставка осуществлялась по суше, так как перевозка по морю могла испортить вкусовые качества продукта. Позже, ближе к XIX– XX векам, на рынке появился чай из Индии и Цейлона, заняв существенную долю рынка. Настоящий чай все равно был дорог, поэтому торговцы под его видом продавали различные растительные смеси, которые в народе получили название «чай из веника».

Но солидные компании дорожили своим именем и тщательнейшим образом отбирали сырье, делили чай по сортам, внимательно относились к вопросу ценообразования: чай похуже фасовали в простую бумагу, что удешевляло конечный продукт и делало его доступнее, а вот дорогое и качественное сырье фасовалось в красочные металлические коробки, которые сами по себе были дорогим удовольствием. Центром торговли была Москва. Некоторые чайные дома дожили до наших дней, к примеру, китайский дом на Мясницкой, стиль которого был переделан в надежде на посещение китайским послом, прибывшим на коронацию Николая II.

Чай из блюдца

Российской аристократией разумеется изначально были приняты европейские порядки, даже время пить чай в 5 часов вечера. Оттуда же пошла традиция пить чай, как в Англии, с молоком или сливками, что упоминается даже у классиков, например, у А. С. Пушкина в романе в стихах «Евгений Онегин». В то же время в купеческой среде манера чаепития отличалась, именно отсюда пошла привычка пить чай из блюдца.

Причем объемы были «серьезные»: 7-10 чашек были нормой, посиделки затягивались на несколько часов под пироги, куличи, пряники и сушки, подавали с домашним вареньем и медом. Отсюда же пошла привычка пить чай «в прикуску». Дело в том, что сахарные головы были достаточно дороги и для экономии дорогущей сладости ее подавали отдельно, так как растворять в чашке считалось более расточительным способом его употребления.

Это был способ социального общения, где обсуждали современные проблемы и дискутировали на самые разные темы, в том числе обсуждали литературу и живопись, являясь небольшими культурными центрами, которые теперь сменили тематические чаты в интернете, а тогда это было живое человеческое общение. Так как компании были большие и постоянно заваривать порции чая было не совсем удобно, придумали использовать два чайника: первый с заваркой, второй — с кипятком.

Каждый мог разбавить напиток до нужной консистенции. Для экономии места на столе некоторые производители изготавливали чайники, которые ставились один на другой, что было достаточно оригинально и смотрелось красиво благодаря единому стилю. Зачастую в комплекте шел еще и поднос. Сюжет понравился живописцам и часто использовался в натюрмортах и сюжетных сценках.

Самовар придумали позже, и «баба» с чайника переселилась на самовар. Примечательно еще и то, что далеко не все знают: именно с такого приспособления пошел фасон платья, а не наоборот. Отсюда же пошли песни под гитару и жанр русского романса. В советские времена песни сменились чтением агитационной литературы и музыкальными квартирниками. В продаже появились чаи краснодарский, грузинский, азербайджанский. Для улучшения качества при демократизации цены выпускали смеси, скажем, грузинского с индийским.

Традиция пить чай поддерживалась на уровне государства, в том числе с помощью кинофильмов, в числе которых некогда популярная «Женитьба Бальзаминова». Со временем подарить сервиз на свадьбу вошло в общепринятую практику.